Fitch Ratings изменило прогноз по долгосрочным рейтингам дефолта эмитента («РДЭ») Российской Федерации в иностранной и национальной валюте с «Негативного» на «Стабильный» и подтвердило рейтинги на уровне «BBB-». Рейтинги приоритетных необеспеченных облигаций России в иностранной и национальной валюте также подтверждены на уровне «BBB-». Рейтинг странового потолка подтвержден на уровне «BBB-», а краткосрочные РДЭ в иностранной и национальной валюте подтверждены на уровне «F3». КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВ
Fitch Ratings изменило прогноз по долгосрочным рейтингам дефолта эмитента («РДЭ») Российской Федерации в иностранной и национальной валюте с «Негативного» на «Стабильный» и подтвердило рейтинги на уровне «BBB-». Рейтинги приоритетных необеспеченных облигаций России в иностранной и национальной валюте также подтверждены на уровне «BBB-». Рейтинг странового потолка подтвержден на уровне «BBB-», а краткосрочные РДЭ в иностранной и национальной валюте подтверждены на уровне «F3».
КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ
Пересмотр прогноза по РДЭ Российской Федерации отражает следующие ключевые рейтинговые факторы и их относительный вес:
ВЫСОКИЙ ВЕС
Россия предпринимает последовательные и эффективные меры в ответ на резкое снижение цен на нефть. Гибкий обменный курс, инфляционное таргетирование, бюджетная консолидация и поддержка финансового сектора позволили добиться адаптации экономики и постепенного возврата доверия на внутреннем рынке. Масштаб и качество проводимых мер выделяются относительно других нефтедобывающих стран, которые испытали аналогичное воздействие шока нефтяных цен.
СРЕДНИЙ ВЕС
Международные резервы повысились на 8% за первые 9 мес. 2016 г., и ожидается их рост в течение прогнозного периода после снижения в конце 2014 г. и в течение наибольшей части 2015 г. Это позволит повысить покрытие текущих платежей в иностранной валюте до 13,3 мес., что более чем в два раза превышает медианный показатель у сопоставимых эмитентов. Внешние корректировки подкрепляются гибким обменным курсом, что поддерживает профицит счета текущих операций, и снижением оттока капитала.
В 2016 г. ожидается уменьшение профицита счета текущих операций до 2,3% (медиана для «BBB» – дефицит на уровне 1,8% ВВП) относительно 5,2% ВВП в 2015 г. ввиду более низких цен на нефть. Fitch прогнозирует небольшой рост профицита в течение прогнозного периода, так как высвобождение накопленного спроса на импорт в значительной мере будет выступать противовесом влиянию растущих цен на нефть. Ожидается снижение оттока капитала, что будет отражать более мягкий график выплат внешнего долга и повышение доверия к внутренней экономике.
По прогнозам, снижение левериджа у банков и компаний более чем в два раза увеличит позицию внешнего нетто-кредитора, до 32,6% ВВП в конце 2016 г. с 15,8% в конце 2014 г., в то время как медианный показатель для сопоставимых стран – это позиция нетто-должника на уровне 1,9% ВВП. График погашения внешнего долга является менее обременительным на прогнозный период, чем в 2014 и 2015 гг., поэтому темпы снижения левериджа замедлятся. В мае и сентябре суверенный эмитент продемонстрировал возможности доступа на рынок, и в течение прогнозного периода Fitch до конца 2018 г. ожидается проведение периодических эмиссий.
Формируется среднесрочная бюджетная стратегия, которая снизит общегосударственный дефицит. Планируется замораживание номинальных расходов в сочетании с мерами повышения доходов, нацеленными на усиление налоговой дисциплины, повышение дивидендов компаний в госсобственности и более высокие акцизы, исходя из цены на нефть в 40 долл./барр. Fitch с осторожностью рассматривает потенциальную экономию и дополнительные доходы, но ожидает продолжение бюджетной консолидации. Исходя из прогнозируемых нами более высоких цен на нефть, мы ожидаем снижение общегосударственного дефицита до 1,5% ВВП в 2018 г. с 4% в 2016 г. Агентство также прогнозирует, что показатели государственных финансов Российской Федерации останутся сильными относительно сопоставимых эмитентов с рейтингом в категории «BBB», несмотря на риски, связанные с реализацией стратегии укрепления бюджета.
Уровень инфляции выше медианы для стран с рейтингом категории «BBB», но снижается по мере того, как режим инфляционного таргетирования приносит результаты. Высокие реальные процентные ставки и благоприятная внешняя среда обусловили уменьшение инфляции до 6,4% в сентябре по сравнению с 12,9% на конец 2015 г. Прогнозируется дальнейшее снижение инфляции, хотя достижение целевого уровня в 4% к концу 2017 г., вероятно, будет сложным. Центральный банк принимает меры в отношении инфляционных рисков, обусловленных избытком ликвидности в банковском секторе, посредством депозитных аукционов и повышения требований к резервированию.
РДЭ России «BBB-» также отражают следующие ключевые рейтинговые факторы:
Наблюдается ослабление фискальных буферов, но они остаются сильными относительно группы сопоставимых эмитентов и являются ключевым фактором, поддерживающим рейтинг инвестиционного уровня. Fitch ожидает, что финансирование дефицита приведет к истощению Резервного фонда в 2017 г. и последующему сокращению Фонда национального благосостояния. Будет наращиваться долговое финансирование, хотя и с низкого стартового уровня. Чистый общегосударственный долг прогнозируется на уровне 9,4% ВВП на конец 2018 г. в сравнении с прогнозируемой медианой для рейтинговой категории «BBB» в 33,8%.
Экономика восстанавливается, но прогнозируется, что рост останется слабым, на уровне 1,3% в 2017 г. и 2% в 2018 г. после ожидаемого сокращения на 0,5% в 2016 г. Частное потребление будет способствовать росту, отражая более значительное доверие к экономической среде, увеличение реальной заработной платы и возобновление роста кредитования. Инвестиции также должны внести положительный вклад после длительного падения. Жесткая фискальная и монетарная политика сдерживает рост в среднесрочной перспективе и, если не будут разрешены вопросы долгосрочной структурной неэластичности, потенциальный рост останется на уровне около 1,5%, что существенно ниже медианного уровня для сопоставимых эмитентов.
Правящая партия Единая Россия укрепила свое присутствие в парламенте в ходе выборов, состоявшихся 18 сентября. Голосование прошло гладко, без повторения демонстраций, которые последовали за выборами 2011 г. Все остальные партии, представленные в парламенте, в целом поддерживают президента. Президентские выборы должны состояться к марту 2018 г. Позиции России в рэнкинге Всемирного банка по качеству управления существенно ниже медианы для сопоставимых эмитентов.
СУВЕРЕННАЯ РЕЙТИНГОВАЯ МОДЕЛЬ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ
По суверенной рейтинговой модели Fitch Россия имеет скоринговый балл, эквивалентный рейтингу «BBB-» по шкале долгосрочных РДЭ в иностранной валюте.
Комитет агентства по суверенному рейтингу не применял корректировок к результатам модели для получения окончательного долгосрочного РДЭ в иностранной валюте.
Суверенная рейтинговая модель Fitch – это собственная рейтинговая модель агентства с множественной регрессией, которая использует 18 переменных, исходя из трехлетних центрированных средних значений, включая прогнозы на 1 год, для получения скорингового балла, эквивалентного долгосрочному РДЭ в иностранной валюте. Перспективный учет агентством качественных факторов предназначен позволить скорректировать результат, полученный с использованием суверенной рейтинговой модели, для присвоения финального рейтинга и отражает факторы в рамках наших критериев, которые не могут быть в полной мере выражены в количественном виде и/или не отражены в полном объеме в суверенной рейтинговой модели.
ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ
Основные факторы, которые вместе или в отдельности могут привести к негативному рейтинговому действию:
-Ослабление проводимой политики, что сказалось бы на макроэкономических и фискальных показателях.
-Резкое сокращение международных резервов.
-Повышение геополитической напряженности или введение существенно более жестких санкций.
Основные факторы, которые вместе или в отдельности могут привести к позитивному рейтинговому действию:
-Восстановление фискальных буферов и буферов внешних накоплений, например, за счет устойчивого восстановления цен на нефть.
-Фискальные реформы и нацеленность на эффективную среднесрочную бюджетную систему.
-Реализация структурных реформ, которые способствовали бы потенциальному росту.
КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ
Fitch исходит из сохранения санкций ЕС и США в среднесрочной перспективе, но отсутствия их существенного ужесточения.
Fitch прогнозирует, что цена на нефть Brent будет в среднем составлять 42 долл./барр. в 2016 г., 45 долл./барр. в 2017 г. и 55 долл./барр. в 2018 г. ru.cbonds.info
2016-10-17 09:33