Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») Республики Карелии Российской Федерации в иностранной и национальной валюте на уровне «B+» и национальный долгосрочный рейтинг «A(rus)». Одновременно агентство подтвердило краткосрочный РДЭ региона в иностранной валюте на уровне «B». Прогноз по долгосрочным РДЭ и национальному долгосрочному рейтингу – «Стабильный». Рейтинги приоритетного долга республики также подтверждены на уровнях «B+» и «A(rus)». Подтверждение рейтин
Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») Республики Карелии Российской Федерации в иностранной и национальной валюте на уровне «B+» и национальный долгосрочный рейтинг «A(rus)».
Одновременно агентство подтвердило краткосрочный РДЭ региона в иностранной валюте на уровне «B». Прогноз по долгосрочным РДЭ и национальному долгосрочному рейтингу – «Стабильный». Рейтинги приоритетного долга республики также подтверждены на уровнях «B+» и «A(rus)».
Подтверждение рейтингов отражает наши ожидания сохранения слабых показателей исполнения бюджета республики в среднесрочной перспективе и стабилизацию показателей кредитоспособности, которые соответствуют ее рейтингам.
КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ
Рейтинг «B+» отражает низкие бюджетные показатели Карелии, значительный прямой риск (прямой долг плюс прочая задолженность по классификации Fitch), а также стабилизировавшуюся ликвидность на фоне продолжительной непростой экономической среды в России. Кроме того, рейтинги учитывают наши ожидания неустойчивых операционных показателей в 2016-2018 гг. и устойчиво отрицательного текущего баланса. Мы полагаем, что прямой риск региона будет на более высоком уровне, около 80-85% от текущих доходов в среднесрочной перспективе (в 2015 г.: 79,9%).
Мы прогнозируем сохранение низких бюджетных показателей республики в 2016 г. при операционной марже около 1%. Поэтому мы ожидаем медленного улучшения бюджетных показателей в 2017-2018 гг. за счет повышения налоговых доходов, дополнительной поддержки из федерального бюджета и сдерживания операционных расходов. В противном случае Карелия продолжит иметь отрицательную маржу (операционную и текущую) ввиду продолжительных структурных дисбалансов бюджета, что может быть негативным для рейтингов.
Fitch ожидает, что Карелия постепенно сократит дефицит до движения долга до около 10% от всех доходов в 2016 г. и еще до 6%-8% в 2017-2018 гг. Промежуточный дефицит бюджета до движения долга на конец 8 мес. 2016 г. составил 11% от всех доходов. Это сопоставимо с показателем в 11,5% в 2015 г. и 12% в 2014 г. Агентство полагает, что тенденция сокращения дефицита в 2017-2018 гг. будет обусловлена восстановлением прибыли у основных налогоплательщиков республики в промышленном секторе.
Расходы республики по-прежнему являются негибкими: негибкие текущие трансферты превышали 80% операционных расходов в 2013-2015 гг. Финансовая гибкость региона также является ограниченной, поскольку ее способность сокращать капитальные расходы практически исчерпана, и капитальные расходы снизились до менее 10% от всех расходов в 2014-2015 гг. (2011-2013 гг.: в среднем 15%). Мы ожидаем сохранения такого уровня капитальных расходов в 2016-2018 гг., если только регион не получит дополнительные капитальные трансферты из федерального бюджета.
Промежуточный прямой долг республики (облигации и банковские кредиты) снизился в абсолютном выражении до 9,4 млрд. руб. к концу августа 2016 г. с 12 млрд. руб. в 2015 г. Это было связано с более значительным использованием бюджетных кредитов с низкой процентной ставкой, которые к концу августа 2016 г. повысились до 11,7 млрд. руб. (2015 г.: 9 млрд. руб.). Эти кредиты имеют низкие процентные расходы и более длинные сроки до погашения до 2034 г. Это привело к стабилизации промежуточного прямого риска и позиции ликвидности Карелии на уровне соответственно 21,1 млрд. руб. (2015 г.: 21 млрд. руб.). и 1,1 млрд. руб. на конец августа 2016 г. (2015 г.: 1 млрд. руб.).
Налоговая база Карелии исторически является хорошей, поддерживая показатели благосостояния выше медианы в стране. Однако налогово-бюджетные изменения, введенные федеральным правительством в 2012-2013 гг., оказали серьезное негативное воздействие на бюджетную обеспеченность республики. Кроме того, перспективы быстрого восстановления российской экономики остаются слабыми, и Fitch согласно своему пересмотренному прогнозу ожидает продолжения сокращения национальной экономики, хотя и более медленными темпами, на 0,5% к предыдущему году в 2016 г. (2015 г.: -3,7%).
Институциональная среда субнациональных образований в России является сдерживающим фактором для рейтингов республики. Частые изменения распределения источников доходов и расходных полномочий между бюджетами различных уровней ограничивают возможности республики по прогнозированию и негативно влияют на ее бюджетную обеспеченность и финансовую гибкость. Fitch ожидает, что зависимость региона от финансовой поддержки со стороны федерального правительства увеличится в 2016-2018 гг.
ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ
Рост прямого риска выше 85% от текущих доходов при отрицательном операционном балансе в течение двух лет подряд приведет к негативному рейтинговому действию.
Позитивное рейтинговое действие может быть проведено в случае стабилизации бюджетных показателей с операционным профицитом, что обеспечило бы достаточное покрытие процентных расходов. ru.cbonds.info
2016-10-17 16:19