Fitch Ratings подтвердило рейтинги Челябинской области Российской Федерации: долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») в иностранной и национальной валюте «BBB-», краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «F3» и национальный долгосрочный рейтинг «AA+(rus)». Прогноз по долгосрочным РДЭ – «Негативный», а по национальному долгосрочному рейтингу – «Стабильный». Подтверждение рейтингов отражает неизменившийся базовый сценарий Fitch относительно приемлемых бюджетных показателей региона и сильных к
Fitch Ratings подтвердило рейтинги Челябинской области Российской Федерации: долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») в иностранной и национальной валюте «BBB-», краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «F3» и национальный долгосрочный рейтинг «AA+(rus)». Прогноз по долгосрочным РДЭ – «Негативный», а по национальному долгосрочному рейтингу – «Стабильный».
Подтверждение рейтингов отражает неизменившийся базовый сценарий Fitch относительно приемлемых бюджетных показателей региона и сильных ключевых показателей кредитоспособности в среднесрочной перспективе. «Негативный» прогноз отражает прогноз по рейтингам Российской Федерации («BBB-»/прогноз «Негативный»).
КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ
Рейтинги отражают низкий долг и приемлемый текущий баланс Челябинской области, которые обуславливают показатель обеспеченности долга на уровне среднего срока погашения задолженности региона. Кроме того, рейтинги принимают во внимание промышленную экономику области. Также рейтинги учитывают высокие условные обязательства Челябинской области, слабую институциональную среду для российских субнациональных образований и спад национальной экономики, что оказывает негативное влияние на налоговую базу региона.
По прогнозам агентства, регион сохранит приемлемый операционный баланс на уровне около 6% от операционных доходов в 2016-2018 гг. Это ниже среднего показателя за 2011-2015 гг. в 9,5% ввиду ожидаемой стагнации налоговых доходов на фоне замедления областной экономики и ослабления позитивного эффекта от девальвации рубля на экспортоориентированный сталелитейный сектор, который является крупнейшим налогоплательщиком в регионе. Несмотря на уменьшение поступлений налога на прибыль от сталелитейных компаний на 5,8% в 1 полугодии 2016 г. к аналогичному периоду предыдущего года, правительство области сумело сохранить профицит бюджета за счет переноса расходов на 2 полугодие 2016 г. По нашим оценкам, Челябинская область будет иметь умеренный дефицит бюджета на уровне 3% от всех доходов за полный 2016 г.
Fitch прогнозирует, что прямой риск региона (прямой долг плюс прочая задолженность по классификации агентства) немного увеличится в среднесрочной перспективе, но останется низким на уровне около 20% от текущих доходов (в 2015 г.: 13,1%). Обеспеченность прямого риска останется на хорошем уровне 3-4 года в 2016-2018 гг. (2015 г.: 1,7 года), что близко к среднему сроку погашения долга региона (3,1 года на 1 сентября 2016 г.). Это указывает на структурную финансовую устойчивость.
Риск рефинансирования у Челябинской области остается низким ввиду исторически низкого долга. По состоянию на 1 сентября 2016 г. долг региона со сроками погашения в 2016-2017 гг. в сумме составлял 9 млрд. руб. (8% от текущих доходов) и полностью покрывается неиспользованными кредитными линиями.
Fitch ожидает, что Челябинская область продолжит использование гарантий в качестве инструмента поддержки местных компаний в условиях замедления экономики и дефицита ликвидности. На 1 сентября 2016 г. действующие гарантии находились на относительно высоком уровне 14,8 млрд. руб., увеличившись по сравнению с 8,8 млрд. руб. в конце 2014 г., поскольку регион выдал гарантию на 8 млрд. руб. Челябинскому трубопрокатному заводу, который является одним из ведущих производителей труб в России. Fitch ожидает постепенную амортизацию выданных гарантий и стабилизацию чистого суммарного риска на уровне 30%-33% от текущих доходов к 2018 г. (2015 г.: 27,6%). На текущий момент ни одна из гарантий не была востребована кредиторами.
Челябинская область имеет развитую промышленную экономику с уклоном в сторону металлургического и машиностроительного секторов. Показатели благосостояния в области близки к медианному уровню в стране. База налогообложения является несколько концентрированной: на 10 ведущих налогоплательщиков приходилось около 27% налоговых доходов в 2015 г. В результате доходы региона являются волатильными и чувствительными к экономическим циклам. Валовый региональный продукт сократился на 5% в 2015 г., что хуже, чем 3,7-процентное падение ВВП России. Согласно правительству региона, местная экономика может продолжить снижение в 2016-2017 гг., а затем возобновить слабый рост в 2018-2019 гг.
Институциональная среда субнациональных образований в России является сдерживающим фактором для рейтингов региона. Эта среда имеет более короткую историю стабильного развития, чем у многих сопоставимых международных эмитентов. Частое перераспределение доходных и расходных полномочий между бюджетами различных уровней сказывается на прогнозируемости бюджетной политики российских местных и региональных органов власти.
ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ
Понижение суверенного рейтинга или резкое увеличение суммарного долга (включая условные обязательства) до более 50% от текущих доходов или слабый операционный баланс на уровне менее 5% от операционных доходов (2015 г.: 8,4%) на постоянной основе могут привести к понижению рейтингов. ru.cbonds.info
2016-10-17 12:41