Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») Кемеровской области Российской Федерации в иностранной и национальной валюте на уровне «BB-» и краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «B». Агентство также подтвердило национальный долгосрочный рейтинг региона на уровне «A+(rus)». Прогноз по долгосрочным рейтингам – «Стабильный». Кроме того, агентство подтвердило рейтинги приоритетного необеспеченного долга региона: долгосрочный рейтинг в национальной валюте «BB-» и национа
Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») Кемеровской области Российской Федерации в иностранной и национальной валюте на уровне «BB-» и краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «B». Агентство также подтвердило национальный долгосрочный рейтинг региона на уровне «A+(rus)». Прогноз по долгосрочным рейтингам – «Стабильный».
Кроме того, агентство подтвердило рейтинги приоритетного необеспеченного долга региона: долгосрочный рейтинг в национальной валюте «BB-» и национальный долгосрочный рейтинг «A+(rus)».
Подтверждение рейтингов отражает неизменившийся базовый сценарий Fitch относительно незначительно положительного операционного баланса области и постепенно растущего прямого риска (прямой долг плюс прочая задолженность по классификации агентства), соответствующих уровням ее рейтингов.
КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ
Рейтинг «BB-» отражает волатильные показатели исполнения бюджета Кемеровской области, высокий дефицит до движения долга в 2012-2014 гг., что привело к быстрому росту долга, хотя и с низких первоначальных уровней, а также учитывает слабо диверсифицированную экономику региона с развитой налоговой базой, которая подвержена экономическим циклам, слабую институциональную среду и наши ожидания стагнации экономики области вслед за негативным трендом в стране. В качестве позитивного момента рейтинг принимает во внимание низкий условный риск.
Fitch ожидает, что в 2015-2017 гг. операционный баланс области будет оставаться невысоким, но в положительном диапазоне, хотя текущий баланс останется отрицательным. Бюджетные показатели будут поддерживаться ростом налоговых доходов ввиду улучшения финансовых показателей угледобывающих и металлургических компаний, которые являются крупнейшими налогоплательщиками Кемеровской области.
В 2014 г. операционный баланс восстановился до положительного значения на фоне 50-процентного повышения текущих трансфертов и умеренного восстановления поступлений от налога на прибыль организаций, что стало возможным благодаря повышению доходов местных компаний-экспортеров после стабилизации цен на ключевые сырьевые товары и снижения курса рубля.
По прогнозам Fitch, прямой риск у Кемеровской области вырастет до 70%-75% от текущих доходов к концу 2017 г., что по-прежнему будет соответствовать рейтингам региона. Мы также ожидаем, что дефицит до движения долга уменьшится ввиду сокращения капитальных расходов, которое ограничит рост долга. Значительный дефицит до движения долга в 2012-2014 гг. привел к быстрому увеличению прямого риска до 51 млрд. руб. (57% от текущих доходов) на конец 2014 г. по сравнению с 19 млрд. руб. (21%) в 2011 г.
На 1 октября краткосрочный риск рефинансирования является умеренным, поскольку долг региона на 37% состоит из субсидируемых бюджетных кредитов, которые, вероятно, будут пролонгированы федеральным правительством. Еще 48% прямого риска приходится на трехлетние банковские кредиты. Сроки погашения по этим бюджетным и банковским кредитам распределены с 2015 по 2018 гг. с умеренной концентрацией в 2018 г.
Обязательства региона также включают долгосрочный банковский кредит от Внешэкономбанка (ВЭБ: «BBB-»/прогноз «Негативный»/«F3»), на который приходилось 12% прямого риска области на 1 октября 2015 г. ВЭБ предоставил кредиты частным компаниям в 1990-х годах, обязательства по которым были переданы региону в середине 2000-х годов. Они номинированы в долларах США и подвергают регион нехеджированному валютному риску. В то же время данный риск сглаживается низкой годовой процентной ставкой в 1% и длинным сроком до погашения 1 января 2035 г., что снимает краткосрочное давление в плане обслуживания долга.
Кемеровская область имеет низкий условный риск, обусловленный финансовым долгом компаний госсектора и выданными гарантиями. В конце 2011 г. регион ввел мораторий на предоставление новых гарантий, и по состоянию на 1 октября 2015 г. гарантии, выданные областью, отсутствовали.
Кемеровская область имеет концентрированную экономику с уклоном в сторону добычи угля и черной металлургии. Это обеспечивает обширную налогооблагаемую базу для бюджета региона: налоговые доходы составляли 79% от операционных доходов в 2014 г. В то же время это означает, что значительная часть налоговых доходов зависит от прибыли компаний, что приводит к высокой волатильности доходов в течение экономического цикла с учетом слабо диверсифицированного профиля экономики.
В 2014 г. область продемонстрировала рост ВРП близкий к нулю в реальном выражении на фоне ухудшения экономической конъюнктуры в стране.
ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ
Улучшение операционного баланса до 6%-8% от операционных доходов и поддержание коэффициента обеспеченности долга (прямой риск к текущему балансу) менее 10 лет на устойчивой основе может привести к повышению рейтингов.
Неспособность поддерживать устойчивый положительный операционный баланс или увеличение прямого риска до свыше 90% от текущих доходов может привести к понижению рейтингов. ru.cbonds.info
2015-10-26 14:12