Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») Волгоградской области Российской Федерации в иностранной и национальной валюте на уровне «B+», краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «B» и национальный долгосрочный рейтинг «A(rus)». Прогноз по долгосрочным рейтингам – «Стабильный». Одновременно агентство подтвердило на уровнях «B+» и «A(rus)» рейтинги приоритетных необеспеченных облигаций региона, находящихся в обращении на внутреннем рынке. Подтверждение рейтингов отраж
Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») Волгоградской области Российской Федерации в иностранной и национальной валюте на уровне «B+», краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «B» и национальный долгосрочный рейтинг «A(rus)». Прогноз по долгосрочным рейтингам – «Стабильный». Одновременно агентство подтвердило на уровнях «B+» и «A(rus)» рейтинги приоритетных необеспеченных облигаций региона, находящихся в обращении на внутреннем рынке.
Подтверждение рейтингов отражает тот факт, что исполнение бюджета и показатели долга региона соответствуют базовому сценарию Fitch. «Стабильный» прогноз учитывает ожидания Fitch, что прямой риск области (прямой долг плюс прочая задолженность по классификации Fitch) стабилизируется в среднесрочной перспективе.
КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ
Рейтинг «B+» отражает исторически слабые бюджетные показатели Волгоградской области и высокий прямой риск ввиду сохранения дефицита бюджета в прошлом. В 2011-2015 гг. средний операционный баланс региона находился на уровне около нуля, а средний дефицит до движения долга был равен 12% от всех доходов, что привело к резкому росту прямого риска до 64% от текущих доходов к концу 2015 г. с 16% в конце 2010 г.
Fitch прогнозирует умеренное улучшение операционных показателей в среднесрочной перспективе, текущий баланс на уровне около 3% от текущих доходов и сокращение дефицита бюджета до 3%-5% в 2016-2018 гг. Начиная с 2015 г. власти региона реализуют масштабную программу мер по снижению операционных и капитальных расходов. В Волгоградской области оптимизируется перечень получателей социальной помощи, приостановлена индексация заработной платы работникам администрации, внедряется система централизованных госзакупок и оптимизируется сеть бюджетных учреждений.
В 2015 г. область сократила дефицит бюджета до 8,4% с 10,6% в 2014 г. и ожидает профицит бюджета в 2016-2018 гг. Fitch имеет более консервативное мнение и прогнозирует постепенное снижение дефицита бюджета. По нашим оценкам, Волгоградская область имеет ограниченные возможности, чтобы резко изменить показатели, которые были слабыми в течение пяти лет, с учетом стагнации налоговых доходов и того, что наибольшая часть бюджетных расходов является негибкой.
Fitch прогнозирует, что рост прямого риска у Волгоградской области замедлится в 2016-2018 гг. Риск стабилизируется на уровне около 70% от текущих доходов в результате ожидаемого сокращения бюджетного дефицита. За 5 мес. 2016 г. прямой риск остался практически без изменений, хотя его структура улучшилась в сторону бюджетных кредитов. Волгоградская область привлекла бюджетные кредиты под низкую процентную ставку на 6,3 млрд. руб. и рефинансировала облигации и банковские кредиты с наступающими сроками. В результате финансирование по сниженной ставке составило 49% прямого риска в июне 2016 г., повысившись относительно 36% в конце 2015 г. Fitch рассматривает это как позитивный фактор, так как бюджетные кредиты являются практически беспроцентными (годовая процентная ставка 0,1%), что помогает региону экономить на процентных платежах.
Риск рефинансирования у области ниже в сравнении с сопоставимыми эмитентами с рейтингами в категории «B». При проведении своей долговой политики Волгоградская область полагается на облигации, которые составляют 32% от ее долга, и на трехлетние банковские кредиты (19%). Сроки по около 80% долга распределены с 2017 г. по 2019 г. К концу 2016 г. Волгоградской области необходимо погасить 5,6 млрд. руб., или 12% ее прямого риска. Администрация планирует покрыть потребности в рефинансировании в 2016 г. за счет банковских и бюджетных кредитов. Область не планирует новых выпусков облигаций в 2016 г.
Экономика области является промышленно-развитой с концентрированной базой налогообложения. Крупнейшие 10 налогоплательщиков – это дочерние структуры крупных национальных компаний, работающих в нефтегазовой отрасли, электроэнергетике, транспортном и финансовом секторах. Их доля в общих налоговых доходах области составила около 40% в 2015 г., что делает доходы региона подверженными рискам экономических циклов. По предварительным оценкам администрации области, снижение ВРП в 2015 г. составило 1%, что лучше показателя в стране в целом (3,7%), и она ожидает восстановление на 1%-3% в 2016-2018 гг., которое будет поддерживаться развитием местной промышленности.
Институциональная среда субнациональных образований в России является сдерживающим фактором для рейтингов региона. Частые изменения распределения источников доходов и расходных полномочий между бюджетами различных уровней сказываются на способности российских субнациональных образований по прогнозированию.
ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ
Стабилизация прямого риска на уровне менее 70% от текущего баланса и устойчивое улучшение операционного баланса, достаточное для покрытия процентных выплат, могут обусловить повышение рейтингов.
Если регион не сможет сдержать продолжающийся рост суммарного долга, и это будет сопровождаться усилением давления на регион в плане рефинансирования и отрицательным операционным балансом, возможно понижение рейтингов. ru.cbonds.info
2016-7-26 11:40