Fitch Ratings изменило с «Негативного» на «Стабильный» прогноз по долгосрочным рейтингам Костромской области Российской Федерации и подтвердило рейтинги на следующих уровнях: долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») в иностранной и национальной валюте на уровне «B+», национальный долгосрочный рейтинг «A-(rus)» и краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «В». Рейтинги приоритетных необеспеченных облигаций области, находящихся в обращении на внутреннем рынке, подтверждены на уровнях «B+» и «A-(
Fitch Ratings изменило с «Негативного» на «Стабильный» прогноз по долгосрочным рейтингам Костромской области Российской Федерации и подтвердило рейтинги на следующих уровнях: долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») в иностранной и национальной валюте на уровне «B+», национальный долгосрочный рейтинг «A-(rus)» и краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «В». Рейтинги приоритетных необеспеченных облигаций области, находящихся в обращении на внутреннем рынке, подтверждены на уровнях «B+» и «A-(rus)».
Пересмотр прогноза отражает ожидаемое агентством Fitch восстановление операционного баланса региона и сокращение дефицита бюджета в среднесрочной перспективе. Кроме того, рейтинги принимают во внимание высокий прямой риск (прямой долг плюс прочая задолженность по классификации Fitch), слабую экономику области и развивающийся характер институциональной среды в России.
КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ
Пересмотр прогноза отражает следующие рейтинговые факторы и их относительный вес:
ВЫСОКИЙ ВЕС
Fitch прогнозирует дальнейшее улучшение операционного баланса Костромской области до 6%-7% от операционных доходов в среднесрочной перспективе с 2,9% в 2015 г. и 0,2% в 2014 г. Это должно быть достаточным для покрытия процентных платежей, что позволит текущему балансу иметь небольшой профицит.
Мы прогнозируем, что дефицит до движения долга у Костромской области будет постепенно уменьшаться до 6%-7% от всех доходов относительно высокого среднего уровня в 14% в 2013-2015 гг. ввиду масштабных мер по сокращению операционных и капитальных расходов. Мы ожидаем, что регион будет придерживаться политики строгого контроля за расходами, что является условием Министерства финансов для получения регионом господдержки.
Fitch ожидает, что Костромская область будет сдерживать рост операционных расходов на уровне менее 4% в среднесрочной перспективе, а капрасходы будут заморожены. Операционные доходы, которые будут сдерживаться замедлением экономики в стране, по прогнозам Fitch повысятся на 4%-5 ввиду вызванного инфляцией номинального увеличения налоговой базы.
Улучшение операционной маржи Костромской области в 2015 г. произошло благодаря жесткому контролю за операционными расходами, которые уменьшились на 4,6% к предыдущему году, что компенсировало слабые операционные доходы. Операционные доходы снизились на 2% ввиду сокращения поступлений от налога на прибыль организаций на 14% на фоне слабой экономической конъюнктуры. Fitch ожидает, что поступления от налога на прибыль организаций восстановятся в 2016 г., и прогнозирует рост налоговых доходов на 4%-5% в год в 2016-2018 гг.
СРЕДНИЙ ВЕС
Fitch ожидает, что прямой риск региона продолжит увеличиваться и составит 103% от текущих доходов к концу 2016 г. Это немногим ниже, чем предыдущий прогноз агентства в январе 2016 г. (110%), и обусловлено более низким ожидаемым дефицитом в размере 1,7 млрд. руб. (январский прогноз: 2,5 млрд. руб.), исходя из исполнения бюджета в январе-июне 2016 г. Мы ожидаем, что прямой риск у региона продолжит увеличиваться в 2017-2018 гг., приближаясь к 110% от текущих доходов, что по-прежнему будет соответствовать текущему уровню рейтингов.
Прямой риск у Костромской области увеличивался в течение последних пяти лет и на конец 2015 г. достиг 17,7 млрд. руб., или 97% от текущих доходов (2014 г.: 15,9 млрд. руб., или 86%). Костромская область имеет один из самых высоких уровней долга среди российских регионов, и ее показатели долга слабее медианного уровня для сопоставимых эмитентов с рейтингом «B+».
Структура долга у Костромской области является краткосрочной: сроки по 95% общего прямого риска наступают в 2016-2018 гг. Fitch ожидает, что текущий баланс области будет слабым в среднесрочной перспективе, и поэтому потребуется привлечение дополнительного финансирования на рынках капитала. Однако, по мнению агентства, регион сумеет привлечь необходимое финансирование заблаговременно до наступления сроков погашения долга, т.к. регион имеет удовлетворительный доступ на внутренние рынки капитала.
Риск рефинансирования частично сглаживается, поскольку регион полагается на кредиты из федерального бюджета, которые составляли 46% от прямого риска на 1 июня 2016 г. Кредиты из федерального бюджета с наступающими сроками, вероятно, будут пролонгированы федеральным правительством.
Рейтинги области также отражают следующие ключевые факторы:
Экономические показатели области ниже, чем в среднем у субъектов Российской Федерации. Валовый региональный продукт («ВРП») на душу населения составлял 77% от медианы в стране за 2014 г., а средняя заработная плата была равна 80% от медианного уровня в декабре 2015 г. Fitch прогнозирует снижение ВВП в стране на 0,7% в 2016 г., что, в свою очередь, скажется на экономических и бюджетных показателях региона.
Институциональная среда субнациональных образований в России является сдерживающим фактором для рейтингов региона. Эта среда имеет более короткую историю стабильного развития, чем у многих сопоставимых международных эмитентов. На прогнозируемости бюджетной политики российских местных и региональных органов власти сказывается частое перераспределение доходных и расходных полномочий между бюджетами различных уровней.
ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ
Улучшение операционного баланса до 10% от операционных доходов и стабилизация прямого риска на уровне ниже 100% от текущих доходов на устойчивой основе могут привести к повышению рейтингов.
Если регион не сможет сдержать рост долга, и это будет сопровождаться устойчивым давлением в плане рефинансирования и отрицательным операционным балансом, возможно понижение рейтингов. ru.cbonds.info
2016-7-26 11:42