Fitch Ratings подтвердило рейтинги Новосибирской области Российской Федерации: долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») в иностранной и национальной валюте на уровне «BBB-», краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «F3» и национальный долгосрочный рейтинг «AA+(rus)». Прогноз по долгосрочным РДЭ – «Негативный», а по национальному долгосрочному рейтингу – «Стабильный». Кроме того, подтверждены рейтинги приоритетных необеспеченных облигаций региона, находящихся в обращении на внутреннем рынке,
Fitch Ratings подтвердило рейтинги Новосибирской области Российской Федерации: долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») в иностранной и национальной валюте на уровне «BBB-», краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «F3» и национальный долгосрочный рейтинг «AA+(rus)». Прогноз по долгосрочным РДЭ – «Негативный», а по национальному долгосрочному рейтингу – «Стабильный».
Кроме того, подтверждены рейтинги приоритетных необеспеченных облигаций региона, находящихся в обращении на внутреннем рынке, на уровнях «BBB-» и «AA+(rus)».
Подтверждение рейтингов учитывает неизменившийся базовый сценарий Fitch в отношении приемлемых бюджетных показателей области и умеренного долга. «Негативный» прогноз отражает прогноз по суверенному рейтингу Российской Федерации («BBB-»/прогноз «Негативный»).
КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ
Подтверждение рейтингов принимает во внимание умеренный, хотя и растущий, прямой риск Новосибирской области (прямой долг плюс прочая задолженность по классификации Fitch), приемлемые бюджетные показатели и широкую налоговую базу за счет диверсифицированной экономики. Рейтинги также учитывают низкую ликвидность области и волатильность в управлении долговым портфелем, что периодически подвергает регион риску рефинансирования.
В своем базовом сценарии Fitch ожидает, что Новосибирская область продолжит иметь приемлемые бюджетные показатели с операционной маржой 8%-10% в среднесрочной перспективе (2011-2015 гг.: в среднем 9%). Такие показатели поддерживаются ожидаемым умеренным ростом операционных доходов (на 3,5%-5,5% в год в 2016-2018 гг.) и сохранением контроля над операционными расходами. В то же время операционные расходы Новосибирской области, вероятно, останутся негибкими с долей расходов на оплату труда и текущих трансфертов в среднем на уровне 90% в 2011-2016 гг.
Кроме того, агентство ожидает дальнейшее снижение дефицита бюджета области до движения долга до 4%-6% от всех доходов в 2016-2018 гг. по сравнению с 10,6% в конце 2015 г. (12% в 2014 г.), чему будет способствовать уменьшение капитальных расходов. По состоянию на конец августа 2016 г. регион имел профицит на уровне 4% от всех доходов. С учетом этого мы прогнозируем постепенное улучшение способности области самостоятельно финансировать свои капрасходы за счет текущего баланса и капитальных доходов, которые будут покрывать до 55%-70% ожидаемых капрасходов в среднесрочной перспективе (в 2013-2015 гг.: в среднем 36,5%).
Fitch ожидает, что прямой долг региона (облигации и банковские кредиты) останется умеренным в среднесрочной перспективе, на уровне около 40 млрд. руб. (2015 г.: 36,8 млрд. руб.), или менее 40% от текущих доходов к концу 2018 г. (2015 г.: 36,5%). На 1 сентября 2016 г. прямой риск у региона был равен 41,3 млрд. руб. и на 68% состоял из кредитов из федерального бюджета под низкую процентную ставку, а затем следовали внутренние облигации (26%) и банковские кредиты (6%).
Fitch оценивает краткосрочный риск рефинансирования у Новосибирской области как несущественный после недавнего выпуска пятилетних внутренних облигаций. Это в значительной мере ослабило давление в плане рефинансирования банковских кредитов в размере 2,8 млрд. руб., или 7% существующего на сегодня прямого риска к концу декабря 2016 г. Кроме того, риск рефинансирования у области сократился после того, как она заменила часть банковских кредитов среднесрочными бюджетными кредитами. Fitch ожидает улучшения обеспеченности долга у региона (прямой долг/текущий баланс) до около шести лет в 2018 г. (2015 г.: 8 лет).
Собственная ликвидность у области остается низкой. На конец августа 2016 г. ее денежные средства были на низком уровне в 47 млн. руб. В целях поддержки ликвидности регион использует краткосрочные казначейские кредиты, которые должны быть выплачены федеральному казначейству в пределах того же финансового года.
Кредитоспособность области сдерживается слабой институциональной средой для местных и региональных органов власти в России. Эта среда имеет короткую историю стабильного развития в сравнении со многими сопоставимыми международными эмитентами. Нестабильность межбюджетных отношений обуславливает более низкую прогнозируемость бюджетной политики местных и региональных органов власти и ограничивает способность региона по прогнозированию, что негативно влияет на инвестиционную и долговую политику.
Экономика Новосибирской области является хорошо диверсифицированной при значительном числе компаний в различных секторах, что поддерживает широкую налоговую базу. В то же время негативный макроэкономический тренд в России обусловил замедление местной экономики, которая сократилась на 2,2% в 2015 г., что, тем не менее, лучше, чем соответствующий показатель национальной экономики, где сокращение составило 3,7%. Администрация области ожидает, что в 2016 г. сокращение местной экономики будет меньшим, на уровне около 0,8%, а затем произойдет восстановление на уровне 1%-2% в 2017-2019 гг.
ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ
Понижение суверенного рейтинга или устойчиво слабые бюджетные показатели, которые привели бы к ухудшению обеспеченности долга (прямой долг/текущий баланс) до уровня свыше 10 лет, обусловили бы негативное рейтинговое действие. ru.cbonds.info
2016-10-17 16:20