Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») Мурманской области Российской Федерации в иностранной и национальной валюте на уровне «BB-» и национальный долгосрочный рейтинг «A+(rus)». Прогноз по рейтингам – «Стабильный». Краткосрочный РДЭ в иностранной валюте подтвержден на уровне «B». КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ Рейтинги «BB-» отражают волатильные показатели исполнения бюджета Мурманской области, обусловленные структурной налоговой концентрацией региона, а также р
Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») Мурманской области Российской Федерации в иностранной и национальной валюте на уровне «BB-» и национальный долгосрочный рейтинг «A+(rus)». Прогноз по рейтингам – «Стабильный». Краткосрочный РДЭ в иностранной валюте подтвержден на уровне «B».
КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ
Рейтинги «BB-» отражают волатильные показатели исполнения бюджета Мурманской области, обусловленные структурной налоговой концентрацией региона, а также растущим, хотя по-прежнему умеренным, прямым риском (прямой долг плюс прочая задолженность по классификации агентства). Также рейтинги учитывают развитую налоговую базу, подверженную экономическим циклам, слабую институциональную среду для российских субнациональных образований и ухудшение экономической конъюнктуры в стране. «Стабильный» прогноз отражает ожидания агентства, что Мурманская область будет поддерживать улучшившиеся бюджетные показатели в среднесрочной перспективе на фоне восстановления налоговых поступлений.
Fitch прогнозирует, что операционная маржа региона стабилизируется на уровне выше 10% в 2016-2018 гг., что несколько слабее сильных показателей в 14% в 2015 г. в результате быстрого восстановления налоговых доходов. За 8 мес. 2016 г. исполнение бюджета по доходам составило 72% доходов за полный год, а исполнение по расходам составило лишь 63% расходов, что привело к профициту в 2,9 млрд. руб. за указанный период. Однако профицит в основном отражает отложенные капрасходы, и мы ожидаем, что более высокий уровень расходов в 4 кв. приведет к дефициту за полный год на уровне около 0,8 млрд. руб., или 1,5% от доходов области за полный год (в сравнении с 1,2 млрд. руб. и 2,4% в 2015 г.).
По прогнозам агентства, дефицит бюджета Мурманской области до движения долга останется на уровне 2%-3% всех доходов в среднесрочной перспективе, отражая сохранение давления со стороны расходов. Дефицит сократился до низкого уровня 2,4% в 2015 г. относительно высокого дефицита в 17,9% в 2014 г. ввиду повышения налоговых доходов на 20,9% и жестких мер области по контролю за расходами, что привело к нулевому росту общих расходов. Fitch полагает, что Мурманская область умеренно увеличит операционные расходы в среднесрочной перспективе, на уровне инфляции в стране (по прогнозам агентства, 7% в 2016 г.).
Fitch ожидает, что прямой риск продолжит расти умеренными темпами в 2016-2018 гг. В то же время долговая нагрузка Мурманской области должна остаться ниже 50% от текущих доходов, что является умеренным в сравнении с сопоставимыми международными компаниями. Профиль долга у Мурманской области остается достаточно краткосрочным, так как региону необходимо погасить почти весь существующий долг в 2016-2018 гг. при умеренной концентрации в 2018 г. Однако это сглаживается относительно низким объемом прямого риска и высокой долей кредитов из федерального бюджета.
По состоянию на 1 сентября 2016 г. в структуре прямого риска доминировали бюджетные кредиты (57% суммарного риска) и краткосрочные кредиты от Федерального казначейства (15%). Последние должны быть погашены до конца года. Остальные 28% приходились на долю банковских кредитов со сроками от одного до трех лет. Fitch исходит из того, что регион пролонгирует бюджетные кредиты с наступающими сроками, в то время как банковские кредиты и казначейские кредиты, по которым наступает срок погашения, вероятно, будут рефинансированы за счет новых кредитов от банков.
Экономика региона имеет сильную промышленную базу, поскольку здесь расположены несколько компаний по добыче и переработке природных ресурсов. Мурманская область продемонстрировала рост ВРП на 0,8% в реальном выражении в 2015 г., что было лучше относительно снижения ВВП страны, составившего 3,7%. Администрация прогнозирует близкий к нулю рост местной экономики в 2016-2018 гг.
Промышленная база Мурманской области обеспечивает сильную, но концентрированную налоговую базу регионального бюджета: налоговые доходы составили 84,5% операционных доходов в 2015 г. В то же время значительная часть налоговых доходов зависит от прибыли компаний, что приводит к высокой волатильности бюджетных поступлений. После ослабления рыночной конъюнктуры в 2012-2014 гг. регион имел близкую к нулю операционную маржу и большой дефицит до движения долга, в среднем на уровне в 16% от всех доходов.
Кредитоспособность области по-прежнему сдерживается слабой институциональной средой для местных и региональных органов власти в России, которая имеет более короткую историю стабильного развития, чем у многих сопоставимых эмитентов в мире. Слабая институциональная среда обуславливает более низкую прогнозируемость бюджетной политики российских местных и региональных органов власти, на которую влияют частые перераспределения федеральным правительством доходных и расходных полномочий между бюджетами различных уровней.
ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ
Хорошие бюджетные показатели, которые обусловили бы показатель обеспеченности долга (прямой риск к текущему балансу) менее 10 лет на устойчивой основе (2015 г.: 3,6 года), привели бы к повышению рейтингов.
Неспособность поддерживать положительную операционную маржу на устойчивой основе и увеличение прямого риска до около 90% от текущих доходов (2015 г.: 40,4%) привели бы к понижению рейтингов. ru.cbonds.info
2016-10-31 16:21