Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») Московской области в иностранной и национальной валюте на уровне «BB+» со «Стабильным» прогнозом и краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «В». Также агентство подтвердило национальный долгосрочный рейтинг региона на уровне «AA(rus)» со «Стабильным» прогнозом. Подтверждение рейтингов отражает неизменившийся базовый сценарий агентства в отношении стабильных бюджетных показателей, высокой способности самостоятельно финансиров
Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») Московской области в иностранной и национальной валюте на уровне «BB+» со «Стабильным» прогнозом и краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «В». Также агентство подтвердило национальный долгосрочный рейтинг региона на уровне «AA(rus)» со «Стабильным» прогнозом.
Подтверждение рейтингов отражает неизменившийся базовый сценарий агентства в отношении стабильных бюджетных показателей, высокой способности самостоятельно финансировать капитальные расходы и низкого долга региона.
КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ
Рейтинги Московской области «BB+» отражают сильные операционные показатели, ожидаемый умеренный дефицит бюджета, обусловленный капитальными расходами, низкий чистый суммарный риск, а также показатели благосостояния и экономические показатели региона выше медианного уровня в стране. В то же время рейтинги учитывают обширный госсектор, что создает условный риск для бюджета региона, слабую институциональную среду для российских субнациональных образований и ухудшение экономической конъюнктуры.
Fitch прогнозирует, что область будет иметь сильный операционный баланс на уровне около 10% от операционных доходов в среднесрочной перспективе, что соответствует среднему уровню 2013-2015 гг. Баланс будет достаточным для обслуживания прямого долга с покрытием как процентных выплат, так и выплат по основной сумме долга. Стабильные показатели будут поддерживаться развитой и хорошо диверсифицированной налоговой базой региона, которая, по нашим прогнозам, обеспечит годовой рост налоговых поступлений на уровне 3%-6% в 2016-2018 гг.
По результатам 8 мес. 2016 г. профицит бюджета Московской области составил 24 млрд. руб., а остатки денежных средств увеличились до 64 млрд. руб. (2015 г.: 56 млрд. руб.), поскольку крупные капитальные расходы бюджета были отложены на конец года. Fitch прогнозирует умеренное снижение остатков денежных средств в среднесрочной перспективе, вследствие существенных капитальных расходов области на уровне около 70 млрд. руб. в год (15%-18% от всех расходов) для финансирования строительства социальных объектов и транспортной инфраструктуры. Мы прогнозируем, что в 2016-2018 гг. бюджет региона будет с дефицитом на уровне 3%-5% от всех доходов, после бездефицитного бюджета в 2015 г.
По прогнозам Fitch, способность региона самостоятельно финансировать капитальные расходы останется сильной, и ее текущий баланс, капитальные доходы и денежные средства будут покрывать около 90% капитальных расходов. Как следствие, новые заимствования будут умеренными, и мы прогнозируем стабилизацию прямого риска (прямой долг плюс прочая задолженность по классификации Fitch) на уровне 30% от текущих доходов в среднесрочной перспективе (2015 г.: 27%). За 8 мес. 2016 г. Московская область выплатила банковские кредиты приблизительно на 30 млрд. руб., что обусловило сокращение прямого риска на 30% до 69 млрд. руб. По состоянию на 1 сентября прямой риск на 55% состоял из банковских кредитов и на 45% из бюджетных кредитов. В то же время, по прогнозам Fitch, прямой риск вернется на уровень 2015 года, равный приблизительно 100 млрд. руб., к концу 2016 г., по мере привлечения регионом заимствований в виде облигационных выпусков и банковских кредитов для финансирования капитальных расходов.
Московская область напрямую и косвенно контролирует обширный госсектор, включающий более 100 компаний. Это создает условные риски для регионального бюджета посредством административных расходов, текущих субсидий и потенциальной потребности в оказании чрезвычайной поддержки сектору. В настоящее время Fitch не рассматривает риск от данного сектора как существенный ввиду большого размера бюджета области и взвешенной практики управления долгом при отсутствии существенных гарантий, предоставленных госсектору.
Кредитоспособность области по-прежнему сдерживается слабой институциональной средой для местных и региональных органов власти в России, которая имеет более короткую историю стабильного развития, чем у многих сопоставимых эмитентов в мире. Слабая институциональная среда обуславливает более низкую прогнозируемость бюджетной политики российских местных и региональных органов власти, на которую влияют частые перераспределения федеральным правительством доходных и расходных полномочий между бюджетами различных уровней.
Московская область имеет хорошо диверсифицированную экономику, ведущую роль в которой играют сектор услуг и обрабатывающие отрасли, что обеспечивает стабильные налоговые поступления в бюджет региона, на долю которых приходится около 90% ее операционных доходов. Близость области к городу Москве («BBB-»/прогноз «Негативный»/ «F3») обуславливает показатели благосостояния и экономические показатели выше медианного уровня в стране. В 2014 г. ВРП на душу населения был на 29% выше медианного уровня, а в декабре 2015 г. средняя заработная плата на 55% превышала медианный уровень в стране.
Fitch ожидает, что экономические индикаторы региона должны остаться сильными в российском контексте, хотя рост ВРП, вероятно, будет низким в 2016-2017 гг. после сокращения на 3,3% в 2015 г. Fitch прогнозирует падение ВВП России на 0,5% в 2016 г. и умеренное восстановление на 1,3%-2,0% в 2017-2018 гг. Мы ожидаем, что это незначительное улучшение будет поддерживать рост экономик субнациональных образований в России.
ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ
Восстановление операционной маржи до исторически высокого уровня 15% или более в сочетании с хорошими показателями долга, при отношении прямого риска к текущему балансу (2015 г.: 2,1 года) менее средневзвешенного срока до погашения долга (2015 г.: 2,5 года), и восстановлением российской экономики может привести к повышению рейтингов.
Резкий рост прямого риска до более 50% от текущих доходов в сочетании с ухудшением операционных показателей, что привело бы к слабой обеспеченности долга, может вызвать понижение рейтингов. ru.cbonds.info
2016-10-17 12:43