Fitch Ratings подтвердило рейтинги Тверской области Российской Федерации: долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») в иностранной и национальной валюте на уровне «BB-», краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «B» и национальный долгосрочный рейтинг «A+(rus)». Прогноз по долгосрочным рейтингам – «Стабильный». Рейтинги приоритетных необеспеченных облигаций региона, находящихся в обращении на внутреннем рынке, подтверждены на уровнях «BB-» и «A+(rus)». Подтверждение рейтингов отражает неизмен
Fitch Ratings подтвердило рейтинги Тверской области Российской Федерации: долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») в иностранной и национальной валюте на уровне «BB-», краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «B» и национальный долгосрочный рейтинг «A+(rus)». Прогноз по долгосрочным рейтингам – «Стабильный». Рейтинги приоритетных необеспеченных облигаций региона, находящихся в обращении на внутреннем рынке, подтверждены на уровнях «BB-» и «A+(rus)».
Подтверждение рейтингов отражает неизменившийся базовый сценарий Fitch в отношении приемлемых показателей исполнения бюджета и стабильно умеренного прямого риска области (прямой долг плюс прочая задолженность по классификации Fitch) в среднесрочной перспективе.
КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ
Рейтинги отражают стабилизацию операционных показателей Тверской области на приемлемом уровне после периода высокой волатильности, а также умеренный долг и незначительный условный риск. Кроме того, рейтинги принимают во внимание диверсифицированную, но умеренно развитую экономику региона, которая замедлилась вслед за спадом экономики в стране, и слабую институциональную среду для российских субнациональных образований.
Fitch прогнозирует, что операционная маржа Тверской области останется на приемлемом уровне около 6% в 2016-2018 гг. (в среднем 2,6% в 2011-2015 гг.), что отражает жесткий контроль правительства региона за расходами в условиях стагнации доходов. Мы прогнозируем, что в 2016 г. снижение поступлений от налога на прибыль организаций будет компенсировано восстановлением доходов от акцизов и более высоких поступлений от налога на доходы физических лиц.
В течение 8 мес. 2016 г. область имела значительный профицит бюджета в размере 3,4 млрд. руб. за счет переноса капрасходов на конец года. Мы ожидаем роста капитальных расходов во 2 полугодии 2016 г. и умеренный дефицит до движения долга за полный год на уровне 1,4 млрд. руб. (2015 г.: профицит 0,3 млрд. руб.).
Fitch ожидает стабилизации дефицита бюджета области до движения долга на уровне 3% от всех доходов в 2016-2018 гг., что ниже среднего показателя в 7,5% в 2011-2015 гг. Уменьшение дефицита будет поддерживаться стабильно низкими капитальными расходами, которые, по нашим прогнозам, не превысят 10% от всех расходов в среднесрочной перспективе (2015 г.: 8,6%).
Агентство прогнозирует, что прямой риск Тверской области останется уровне 58%-60% от текущих доходов (2015 г.: 58,5%), что будет подкрепляться намерением правительства стабилизировать уровень долга. Правительство области будет использовать остатки на счетах (2 млрд. руб. на 1 сентября 2016 г.) для покрытия части ожидаемого дефицита, что также должно сдерживать рост долга. У Тверской области нет действующих гарантий, и компании госсектора не оказывают какого-либо давления на бюджет.
Как и большинство российских регионов, Тверская область подвержена давлению в плане рефинансирования, поскольку сроки по 81% прямого риска наступают в 2016-2018 гг. Высокий риск рефинансирования сглаживается значительной долей бюджетных кредитов (71% от всего существующего долга по состоянию на 1 сентября 2016 г.) под близкую к нулевой процентную ставку. В 1 полугодии 2016 г. регион привлек трехлетний бюджетный кредит на сумму 6 млрд. руб. для рефинансирования основной части своих банковских кредитов. Остающиеся погашения в 2016 г. (4,7 млрд. руб., или 20% прямого риска) будут покрываться бюджетными кредитами и банковскими кредитными линиями. На 1 сентября 2016 г. Тверская область имела неиспользованные кредитные линии на сумму 2,5 млрд. руб., доступные по первому требованию.
Регион имеет диверсифицированную экономику, основными отраслями которой являются производство электроэнергии, машиностроение, транспорт, сельское хозяйство и пищевая промышленность. База налогообложения является относительно широкой, и на долю 10 крупнейших налогоплательщиков приходился лишь 21% налоговых доходов в 2015 г. Численность населения в регионе уменьшается ввиду оттока жителей в расположенные рядом города Санкт-Петербург и Москву.
Экономика Тверской области имеет небольшой объем, и ВРП на душу населения был на 20% ниже медианы в стране в 2014 г. В 2015 г. ВРП области сократился на 3,3% к предыдущему году, что немного лучше сокращения по стране в 3,7%. Fitch ожидает сокращения ВВП страны на 0,5% в 2016 г., что будет оказывать давление на базу налогообложения региона.
Институциональная среда субнациональных образований в России является сдерживающим фактором для рейтингов региона. Эта среда имеет более короткую историю стабильного развития, чем у многих сопоставимых международных эмитентов. Частое перераспределение доходных и расходных полномочий между бюджетами различных уровней сказывается на прогнозируемости бюджетной политики российских местных и региональных органов власти.
ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ
Улучшение операционного баланса до 10% от операционных доходов в сочетании с показателем обеспеченности долга (прямой риск к текущему балансу) на уровне около 10 лет (2015 г.: 9,4 года) на устойчивой основе может привести к повышению рейтингов.
Неспособность поддерживать положительный операционный баланс на устойчивой основе или увеличение прямого риска до уровня выше 80% от текущих доходов может привести к понижению рейтингов. ru.cbonds.info
2016-10-31 16:24