Fitch Ratings подтвердило рейтинги Ленинградской области Российской Федерации: долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») в иностранной и национальной валюте на уровне «BBB-», краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «F3» и национальный долгосрочный рейтинг «AA+(rus)». Прогноз по долгосрочным РДЭ и национальному долгосрочному рейтингу – «Стабильный». Рейтинги приоритетных необеспеченных облигаций региона, находящихся в обращении на внутреннем рынке, подтверждены на уровнях «BBB-» и «AA+(rus)»
Fitch Ratings подтвердило рейтинги Ленинградской области Российской Федерации: долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») в иностранной и национальной валюте на уровне «BBB-», краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «F3» и национальный долгосрочный рейтинг «AA+(rus)». Прогноз по долгосрочным РДЭ и национальному долгосрочному рейтингу – «Стабильный».
Рейтинги приоритетных необеспеченных облигаций региона, находящихся в обращении на внутреннем рынке, подтверждены на уровнях «BBB-» и «AA+(rus)».
Подтверждение рейтингов Ленинградской области учитывает неизменившийся базовый сценарий агентства относительно ее хороших бюджетных показателей, сильной денежной позиции и низкого прямого риска (прямой долг и прочая задолженность по классификации Fitch).
КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ
Рейтинги отражают низкий долг, сильную ликвидность и положительную чистую денежную позицию региона, обусловленные хорошими бюджетными показателями. Кроме того, рейтинги принимают во внимание диверсифицированную экономику области, которая, тем не менее, замедляется вслед за спадом экономики в стране. В то же время отмечается слабая институциональная среда для российских субнациональных образований.
Fitch ожидает, что Ленинградская область продолжит демонстрировать хорошие показатели исполнения бюджета в среднесрочной перспективе, и операционная маржа составит 15%-17% после пиковых показателей 26%-29%. В 2014-2015 гг. рекордно высокие бюджетные показатели региона поддерживались за счет перераспределения базы налогообложения в рамках консолидированных групп налогоплательщиков и девальвации рубля, в результате чего выросли поступления от налога на прибыль нефтегазовых компаний. Мы ожидаем, что поступления от налога на прибыль снизятся по мере уменьшения положительного эффекта девальвации рубля на доход организаций. Вкупе с ростом операционных расходов, это должно привести к возвращению операционных показателей региона на средний исторический уровень.
За 9 мес. 2016 г. регион имел значительный профицит бюджета в 9,7 млрд. руб. за счет переноса капрасходов на конец года. Fitch прогнозирует, что более высокие расходы в 4 кв. 2016 г. приведут к меньшему профициту за полный год на уровне 6,5 млрд. руб., или 6% доходов области (в сравнении с профицитом в 12,2 млрд. руб., или 10,9% в 2015 г.). По оценкам агентства, Ленинградская область сохранит профицитный бюджет в среднесрочной перспективе, что приведет к увеличению остатков средств на счетах и росту доходов от депозитов.
Fitch ожидает, что налоговые поступления будут составлять до 90% от операционных доходов области в среднесрочной перспективе (2011-2015 гг.: в среднем 86%). Налоговая концентрация существенно выросла: в 2015 г. на 10 крупнейших налогоплательщиков приходилось 39,8% всех налоговых доходов (рост относительно 27,6% в 2013 г.). Это подвергает регион риску волатильности. В качестве позитивного момента следует отметить, что данный риск сглаживается консервативной финансовой политикой региона и хорошей ликвидностью, что обуславливает бюджетную гибкость.
Fitch прогнозирует, что прямой риск Ленинградской области останется низким, как по национальным, так и по международным стандартам, в среднесрочной перспективе на уровне 8%-9% от текущих доходов. В 2015 г. прямой риск снизился до 7,9% от текущих доходов относительно 9,3% годом ранее. Обеспеченность долга (прямой риск к текущему балансу) составляла значительно менее одного года в 2015 г. Область сохраняет положительную чистую денежную позицию с 2014 г., когда остатки на счетах и депозиты превысили размер ее прямого риска и условных обязательств, что указывает на структурную финансовую устойчивость.
Условный риск представлен гарантиями (1,5 млрд. руб. на 1 октября 2016 г.). В 2015 г. одна из гарантий была предъявлена кредитором к исполнению (0,6 млрд. руб. по порту Усть-Луга). Администрация заключила с кредитором мировое соглашение и в 2016 г. осуществила платежи по урегулированию задолженности. Таким образом, регион в полном объеме и своевременно исполнил свои обязательства по данной гарантии. Общий объем гарантий, вероятно, вырастет, но должен остаться на управляемом уровне. По мнению Fitch, условные обязательства региона представляют собой несущественный риск при текущем низком уровне долга и сильных операционных показателях.
Fitch оценивает риск рефинансирования у Ленинградской области как низкий. В 2016 г. погашения составляют 3,1 млрд. руб. и полностью покрыты денежными средствами в наличии. Ликвидность у региона остается сильной при денежных средствах на 1 октября 2016 г. в сумме составлявших 38,8 млрд. руб., из которых 34,2 млрд. руб. было размещено на депозитах в крупнейших российских банках.
Ленинградская область имеет диверсифицированную экономику с упором на промышленность, транспорт, сельское хозяйство и пищевую отрасль. Показатели благосостояния региона находятся на высоком уровне: ВРП на душу населения составлял 121% от медианного уровня в стране в 2014 г. В 2015 г. ВРП региона сократился на 0,7%, что лучше, чем в целом по российской экономике (падение на 3,7%). Расположение области на побережье Балтийского моря делает ее стратегически важным экспортно-импортным узлом страны, в то время как соседство со вторым по величине городом России – Санкт-Петербургом – обеспечивает емкий рынок для местных компаний.
По мнению агентства, кредитоспособность региона сдерживается слабой институциональной средой для местных и региональных органов власти в России. Эта среда имеет более короткую историю стабильного развития, чем у многих сопоставимых международных эмитентов. Частое перераспределение доходных и расходных полномочий между бюджетами различных уровней сказывается на прогнозируемости бюджетной политики российских местных и региональных органов власти.
ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ
Рейтинги Ленинградской области находятся на одном уровне с рейтингами Российской Федерации, поэтому позитивное изменение суверенных рейтингов может быть позитивным для рейтингов региона в случае усиления его экономической диверсификации, ведущей к сокращению налоговой концентрации.
Понижение рейтингов маловероятно ввиду сильных показателей кредитоспособности области, если только не произойдет понижения суверенного рейтинга. При этом устойчивое ухудшение бюджетных показателей с существенно более слабыми показателями обеспеченности долга более 10 лет (2015 г.: 0,2 года) может привести к негативному рейтинговому действию. ru.cbonds.info
2016-11-29 19:05