Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») Республики Мордовии, Россия, в иностранной и национальной валюте на уровне «B+» со «Стабильным» прогнозом и краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «B». Национальный долгосрочный рейтинг региона подтвержден на уровне «A-(rus)» со «Стабильным» прогнозом и отозван. Долгосрочные рейтинги в национальной валюте приоритетного долга республики подтверждены на уровне «B+». Национальный долгосрочный рейтинг приоритетного долга Мордо
Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») Республики Мордовии, Россия, в иностранной и национальной валюте на уровне «B+» со «Стабильным» прогнозом и краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «B». Национальный долгосрочный рейтинг региона подтвержден на уровне «A-(rus)» со «Стабильным» прогнозом и отозван.
Долгосрочные рейтинги в национальной валюте приоритетного долга республики подтверждены на уровне «B+». Национальный долгосрочный рейтинг приоритетного долга Мордовии подтвержден на уровне «A-(rus)» и отозван.
Подтверждение рейтингов отражает неизменившийся базовый сценарий агентства в отношении высокого прямого риска региона (прямой долг плюс прочая задолженность по классификации Fitch) и неустойчивого текущего баланса, что обуславливает слабые показатели обеспеченности долга.
Рейтинг по национальной шкале отозван, так как Fitch отозвало рейтинги по национальной шкале в России ввиду изменений в регулятивной среде для кредитных рейтинговых агентств в стране (см. сообщение «Fitch Ratings отзывает рейтинги по национальной шкале в Российской Федерации»/‘Fitch Ratings Withdraws National Scale Ratings in the Russian Federation’ от 23 декабря 2016 г.).
КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ
Рейтинги «B+» отражают волатильные операционные показатели республики и высокий прямой риск, обусловленный существенными капитальными расходами, что сглаживается за счет получения значительных долгосрочных кредитов из федерального бюджета под низкую процентную ставку. Рейтинги также принимают во внимание наши ожидания, что Мордовия продолжит получать поддержку от федерального правительства в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 года, в то время как собственная финансовая гибкость региона останется слабой.
Fitch прогнозирует, что прямой риск республики останется высоким на уровне 130%-140% от текущих доходов (в 2016 г.: 121%), так как у нее, вероятно, сохранится дефицит до движения долга в среднесрочной перспективе. Дальнейший рост уровня долга приведет к негативным последствиям для кредитоспособности республики.
Мордовия имеет низкую гибкость в плане расходов, что обусловлено подготовкой к ЧМ-2018. Президентские выборы в России в 2018 г. также могут оказать давление на операционные расходы. Мы прогнозируем, что дефицит будет составлять более 10% от всех доходов в 2017-2018 гг., прежде чем умеренно сократится до уровня менее 10% после 2018 г. ввиду завершения инфраструктурных проектов.
Прямой риск Мордовии повысился до 38,6 млрд. руб. с 34,7 млрд. руб. в конце 2015 г., и мы ожидаем, что этот показатель может достичь 42,4 млрд. руб. к концу 2017 г. В качестве сглаживающего фактора следует отметить, что 59% от риска (22,6 млрд. руб.) приходится на бюджетные кредиты, которые федеральное правительство предоставляет республике по низкой ставке 0,1%. Кроме того, 8,6 млрд. руб. из этих бюджетных кредитов являются долгосрочными и имеют сроки погашения в 2023-2034 гг. Fitch ожидает, что Мордовия будет и далее получать поддержку от государства в среднесрочной перспективе.
Краткосрочный риск рефинансирования является умеренным, поскольку республике необходимо погасить бюджетные кредиты на 2,7 млрд. руб. (7% прямого риска) в 2017 г. Риск рефинансирования у республики сконцентрирован в 2018-2019 гг., когда наступает срок по 22 млрд. руб., или 57% прямого риска. Чтобы исполнить эти обязательства Мордовия планирует выпустить внутренние облигации в 2018 и 2019 гг. Дополнительное финансирование может поступить от новых кредитов от российских банков.
Fitch прогнозирует, что операционные показатели республики будут стабильными в среднесрочной перспективе: операционный баланс будет равен 8%-10% от операционных доходов (предварительные данные за 2016 г.: 10,7%), а текущий баланс будет низким на уровне 1%-2% от текущих доходов ввиду растущих процентных расходов. Мы ожидаем, что налоговый потенциал Мордовии останется невысоким ввиду слабой налоговой базы, и федеральные трансферты будут составлять значительную часть регионального бюджета, в среднем около 1/3 от доходов в год в 2017-2019 гг.
В 2016 г., по оценкам правительства Мордовии, региональная экономика выросла на 4,6%, в то время как в стране в целом произошло сокращение экономики на 0,4% (оценка Fitch). Рост поддерживался развитием сельскохозяйственного сектора и строительством, связанным с чемпионатом мира по футболу. Тем не менее, мы ожидаем, что показатели благосостояния республики останутся низкими, и ВРП на душу населения составит 70%-75% от медианы в стране (в 2014 г.: 73%).
Институциональная среда субнациональных образований в России является сдерживающим фактором для рейтингов региона. На прогнозируемости бюджетной политики российских местных и региональных органов власти сказывается частое перераспределение источников доходов и расходных полномочий между бюджетами различных уровней. В частности, показатели бюджета Мордовии зависят от поддержки со стороны государства.
ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ
Дальнейший рост прямого риска до уровня, близкого к 150% от текущих доходов (2016 г.: 121%), или отрицательный текущий баланс в течение продолжительного времени могут привести к понижению рейтингов.
Устойчивое сокращение бюджетного дефицита, которое обусловит стабилизацию долга и укрепление показателя обеспеченности долга (прямой риск/текущий баланс) до уровня около 20 лет (в 2016 г.: 34 года), может обусловить повышение рейтингов.
КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ
Республика будет продолжать иметь достаточный доступ к кредитам из федерального бюджета для рефинансирования бюджетных кредитов с наступающими сроками. ru.cbonds.info
2017-2-21 18:11