После очередного неутешительного саммита ЕС Европейский центральный банк оказался в привычном положении в качестве ведущего спасителя евро, и его снова призвали раздвинуть свои границы стимулирования, пока политики ссорятся.
Лидеры Европейского Союза в одночасье согласились создать чрезвычайный фонд в размере 1 трлн евро для поддержки восстановления после коронавирусного кризиса, и это большой шаг, учитывая предыдущие разногласия по поводу распределения бремени.
Но учитывая скудные детали и глубокие разногласия между политиками, особенно в отношении взаимной задолженности, окончательные решения могут занять месяцы. Даже в этом случае пакет мер составляет всего 1% ВВП 19 стран еврозоны, что является сравнительно небольшой суммой, учитывая прогнозы сокращения производства на 5-15% и безработицы с двузначным числом.
И в отличие от своих коллег в США, Японии и Великобритании, которым помогает скоординированная бюджетная политика, когда они пытаются спасти свои экономики от самого большого спада со времен Великой Депрессии, ЕЦБ борется в основном в одиночку.
Чтобы выиграть время для правительств, ЕЦБ должен будет снова расширить стимулы, еще больше исказив правила Центрального банка и открыв дверь шире для политических и юридических противников, которые говорят, что он выходит за рамки своего мандата.
Это хорошо отрепетированная сцена: столкнувшись с чрезвычайной ситуацией, ЕЦБ предпринимает смелые шаги, чтобы дать политикам возможность следовать за ним. Но думая, что Центральный банк прикрывает их спины, лидеры становятся самодовольными, заставляя ЕЦБ действовать снова и развивая представление о том, что это единственный серьезный игрок.
Но этот повторяющийся цикл может подпитывать сомнения в солидарности Европы и ее приверженности евро.
Спрэд между долгом Италии и Германии неуклонно растет, даже несмотря на то, что ЕЦБ ежедневно собирает облигации на миллиарды евро, так как инвесторы скептически относятся к жизнеспособности финансов Рима и делают ставку на возможную реструктуризацию.
В результате всего через месяц после того, как ЕЦБ обнародовал схему покупки облигаций на сумму 750 млрд евро, многие ожидают, что ему придется действовать снова, и возможно, уже на следующей неделе в четверг.
Ожидается, что в результате кризиса государственный долг Италии достигнет не менее 175% национального производства, вызвав опасения, что его кредитные рейтинги могут быть понижены до «мусорного».
Это сделало бы облигации страны непригодными для покупки ЕЦБ, лишив крупнейшего покупателя на рынке и сделав дыру в балансах итальянских банков.
Принятие смелых шагов относительно легко для ЕЦБ, поскольку, в отличие от крупных мер ЕС, его решения требуют поддержки большинства, а не единогласного голосования. Его политики сумели продвинуться вперед, несмотря на некоторую оппозицию со стороны Германии и Нидерландов, двух стран, которые также сильнее всего отталкивают Брюссель.
Но ЕЦБ уже находится в рискованном положении, использовав многие из своих политических ограничений.
В настоящее время ЕЦБ покупает суверенный долг неинвестиционного уровня, принимает нежелательные облигации в качестве обеспечения и отказывается от правила, которое ограничивает его покупки облигаций третью долга каждой страны-члена блока.
Эти шаги не являются уникальными: кризис подтолкнул ФРС США, Банк Японии и Банк Англии к аналогичным политическим скачкам.
Но их чрезвычайные меры пользуются фискальной и политической поддержкой со стороны их национальных правительств - ЕЦБ может только мечтать о скромной централизованной огневой мощи ЕС.
Вместо этого центральный банк находится под постоянной юридической угрозой со стороны группы немецких ученых, которые регулярно оспаривают его политику в верховных судах.
Следующим шагом ЕЦБ почти наверняка станет еще одно увеличение объема его покупок облигаций, и ему, вероятно, придется покупать больше ненужных долгов, поскольку экономический спад приведет к снижению рейтинга компаний, которые нуждаются в его финансировании как никогда.
Информационно-аналитический отдел TeleTrade со ссылкой на Reuters
. teletrade.ru2020-4-24 17:19