Fitch Ratings подтвердило рейтинги Кировской области Российской Федерации: долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») в иностранной и национальной валюте на уровне «BB-», национальный долгосрочный рейтинг «A+(rus)» и краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «B». Прогноз по долгосрочным рейтингам – «Стабильный». Подтверждение рейтингов отражает неизменившийся базовый сценарий Fitch в отношении стабилизации операционных показателей и умеренного роста прямого риска (прямой долг плюс прочая задол
Fitch Ratings подтвердило рейтинги Кировской области Российской Федерации: долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») в иностранной и национальной валюте на уровне «BB-», национальный долгосрочный рейтинг «A+(rus)» и краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «B». Прогноз по долгосрочным рейтингам – «Стабильный».
Подтверждение рейтингов отражает неизменившийся базовый сценарий Fitch в отношении стабилизации операционных показателей и умеренного роста прямого риска (прямой долг плюс прочая задолженность по классификации Fitch) региона в среднесрочной перспективе.
КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ
Рейтинг «BB-» отражает низкий операционный баланс Кировской области, наши ожидания сокращения дефицита бюджета и высокого прямого риска со значительной долей кредитов из федерального бюджета под низкую процентную ставку. Рейтинги также принимают во внимание невысокие экономические индикаторы региона и слабую институциональную среду для российских субнациональных образований.
Fitch прогнозирует, что операционный баланс области останется на уровне 2%-3% от операционных доходов в среднесрочной перспективе (2015 г.: 2,7%), однако этого должно быть достаточно для покрытия снизившихся процентных платежей. Мы также прогнозируем, что область сократит дефицит до движения долга до 5%-7% от всех доходов в 2016-2018 гг. относительно среднего уровня в 10% в 2013-2015 гг. ввиду требований, установленных Министерством финансов в качестве условия предоставления региону бюджетных кредитов.
Fitch полагает, что финансовая гибкость региона остается невысокой. Способность Кировской области по увеличению налоговых доходов ограничена небольшим размером налоговой базы и низкой степенью автономии в установлении налоговых ставок. Более 65% налоговых доходов региона поступает за счет налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций, которые замедляются в условиях ухудшения экономической среды в России. Наибольшая часть расходов относится к социальным и поэтому является довольно негибкой, в то время как капитальные расходы уже были сокращены до около 10% от всех расходов, что обуславливает низкую гибкость расходов.
За 10 мес. 2016 г. показатели региона соответствовали нашим ожиданиям: область собрала 79% доходов и исполнила 77% расходов заложенных в бюджет за полный год. Это привело к промежуточному дефициту в размере 1,3 млрд. руб., и Fitch прогнозирует дефицит за полный год в размере 3,1 млрд. руб. в 2016 г. Прямой риск составил 26 млрд. руб. на конец октября 2016 г., умеренно повысившись относительно 23,6 млрд. руб. на конец 2015 г.
По прогнозам Fitch, прямой риск у Кировской области достигнет 70% от текущих доходов на конец 2018 г. (2015 г.: 59%) ввиду ожидаемого сохранения бюджетного дефицита. Прямой долг, вероятно, останется умеренным на уровне менее 40% от текущих доходов (2015 г.: 18%), поскольку мы ожидаем, что регион продолжит получать государственную поддержку в форме бюджетных кредитов с низкой процентной ставкой. Мы прогнозируем, что доля таких кредитов останется высокой на уровне около 55% от прямого риска в 2016-2018 гг.
Как и у большинства российских регионов, риск рефинансирования у Кировской области обусловлен тем, что она полагается на одно-трех-летние банковские кредиты. На 1 декабря 2016 г. график погашения долга у региона был сконцентрирован в 2017-2018 гг., когда наступает срок по свыше 90% от прямого риска, в том числе по банковским кредитам на сумму 15 млрд. руб. и бюджетным кредитам на сумму 8,6 млрд. руб. Fitch ожидает, что регион пролонгирует бюджетные кредиты с наступающими сроками, при этом остальные потребности в фондировании будут покрываться банковскими кредитами. Мы считаем, что Кировская область будет иметь приемлемый доступ на рынки капитала в среднесрочной перспективе.
Экономика Кировской области имеет диверсифицированную структуру, но умеренные размеры. Ее валовый региональный продукт («ВРП») на душу населения составлял 66% от медианы в стране за 2014 г. Крупнейшие налогоплательщики распределены по различным секторам экономики, и 10 крупнейших из них обеспечили менее 20% от налоговых поступлений в области в 2014 г. Согласно оценкам правительства региона, ВРП сократился на 4% в 2015 г. (2014 г.: рост на 2,2%), что соответствует экономической тенденции в стране. Правительство области ожидает стагнацию местной экономики или небольшой годовой прирост на уровне 1% в 2016-2018 гг.
Институциональная среда субнациональных образований в России является сдерживающим фактором для рейтингов региона. Частые изменения распределения источников доходов и расходных полномочий между бюджетами различных уровней сказываются на способности российских субнациональных образований по прогнозированию.
ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ
Улучшение операционной маржи до 10% в сочетании с показателем обеспеченности долга (прямой риск к текущему балансу) на уровне около 10 лет на устойчивой основе может привести к повышению рейтингов.
Неспособность поддерживать положительный операционный баланс на устойчивой основе или увеличение прямого риска до уровня выше 80% от текущих доходов может привести к понижению рейтингов. ru.cbonds.info
2016-12-20 09:44