Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») города Томска, Россия, в иностранной и национальной валюте на уровне «BB» со «Стабильным» прогнозом и краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «B». Национальный долгосрочный рейтинг города подтвержден на уровне «AA-(rus)» со «Стабильным» прогнозом и отозван. Долгосрочный рейтинг приоритетного долга города подтвержден на уровне «BB». Национальный долгосрочный рейтинг приоритетного долга города подтвержден на уровне «AA-(rus)»
Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») города Томска, Россия, в иностранной и национальной валюте на уровне «BB» со «Стабильным» прогнозом и краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «B». Национальный долгосрочный рейтинг города подтвержден на уровне «AA-(rus)» со «Стабильным» прогнозом и отозван.
Долгосрочный рейтинг приоритетного долга города подтвержден на уровне «BB». Национальный долгосрочный рейтинг приоритетного долга города подтвержден на уровне «AA-(rus)» и отозван.
Подтверждение рейтингов отражает неизменившийся базовый сценарий Fitch в отношении приемлемых бюджетных показателей Томска и умеренного уровня долга в среднесрочной перспективе.
Рейтинг по национальной шкале отозван, так как Fitch отозвало рейтинги по национальной шкале в России ввиду изменений в регулятивной среде для кредитных рейтинговых агентств в стране (см. сообщение «Fitch отзывает рейтинги по национальной шкале в Российской Федерации»/‘Fitch Withdraws National Scale Ratings in the Russian Federation’ от 23 декабря 2016 г.).
КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ
Рейтинги «BB» отражают приемлемые бюджетные показатели города с устойчивым текущим балансом и умеренным дефицитом до движения долга, которые подкрепляются диверсифицированной местной экономикой и стабильными трансфертами от Томской области. Рейтинги также принимают во внимание умеренный уровень долга у города и слабую институциональную среду для российских субнациональных образований.
Fitch прогнозирует, что операционный баланс Томска стабилизируется на уровне 6%-7% от операционных доходов в 2017-2019 гг., что близко к среднему уровню 2015-2016 гг. в 7,8%. Это будет поддерживаться постепенным ростом поступлений от налога на доходы физических лиц, который обеспечивает свыше 50% налоговых доходов города, и более высокими поступлениями от налогов на имущество физических лиц в результате роста базы налогообложения и отмены налоговых льгот для определенных категорий налогоплательщиков.
В то же время налоговый потенциал Томска остается ограниченным, и доходы города поддерживаются регулярными трансфертами от Томской области. Текущие трансферты обеспечивают около половины операционных доходов города. В то же время они в значительной мере предназначены для конкретных расходов и, как следствие, не обеспечивают существенной бюджетной гибкости для города.
Fitch прогнозирует, что город будет иметь умеренный дефицит до движения долга на уровне около 3% от суммарных доходов в 2017-2019 гг. В 2016 г. дефицит сократился до низкого уровня в 215 млн. руб., или 1,6% от всех доходов по сравнению с 5,3% в 2015 г., несмотря на увеличение капитальных расходов до 23% от всех расходов (2015 г.: 17%). Более низкий дефицит был обусловлен сдерживанием операционных расходов и возросшим уровнем капитальных трансфертов, которые финансировали 65% капитальных расходов в 2016 г. (средний уровень в 2013-2015 гг.: 42%). Fitch ожидает, что город продолжит проводить такую взвешенную политику в среднесрочной перспективе.
Fitch прогнозирует, что прямой риск у Томска останется ниже 40% от текущих доходов в 2017-2019 гг. (2016 г.: 31%) на фоне умеренного дефицита. Условный риск, скорее всего, останется низким, поскольку город не имеет действующих гарантий, а муниципальный сектор имеет небольшой размер, и компании сектора преимущественно самостоятельно финансируют свои расходы. В 2016 г. долг Томска незначительно вырос, на 131 млн. руб. и в сумме составил 3,6 млрд. руб. На 1 февраля 2017 г. долг состоял из облигаций (48%) и банковских кредитов (52%).
Fitch оценивает риск рефинансирования у города как умеренный, поскольку погашения долга распределены между 2017 и 2021 гг. В конце 2016 г. Томск выпустил облигации на 1 млрд. руб. с пятилетним сроком до погашения, что несколько сократило давление в плане рефинансирования. В 2017 г. городу необходимо выплатить 839 млн. руб., или 26% существующего долга на 1 февраля 2017 г. Эти потребности в финансировании в достаточной мере покрываются неиспользованными кредитными линиями на 1,3 млрд. руб., которые доступны городу по первому требованию.
Томск имеет хорошо диверсифицированную, ориентированную на сектор услуг экономику с существенным вкладом со стороны высших учебных и научно-образовательных учреждений. Концентрация налоговых поступлений города является низкой: доля поступлений от 10 крупнейших налогоплательщиков составляла менее 10% (2015 г.: 13%) всех налоговых доходов в 2016 г. Fitch прогнозирует восстановление ВВП страны на 1,3% в 2017 г. после снижения на 0,4% в 2016 г., что должно поддержать экономические и бюджетные показатели города.
Кредитоспособность Томска продолжает сдерживаться слабой институциональной средой для местных и региональных органов власти в России, которая имеет более короткую историю стабильного развития, чем у многих сопоставимых эмитентов в мире. На предсказуемости бюджетной политики российских местных и региональных органов власти и их способности по прогнозированию сказывается частое перераспределение источников доходов и расходных полномочий между бюджетами различных уровней.
ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ
Рост прямого риска свыше 50% от текущих доходов в сочетании с увеличением давления в плане рефинансирования может привести к понижению рейтингов.
Улучшение операционного баланса до 12%-14% от операционных доходов в сочетании с поддержанием показателей долга на умеренном уровне может привести к повышению рейтингов. ru.cbonds.info
2017-2-21 18:10