Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») Армении в иностранной и национальной валюте на уровне «B+» со «Стабильным» прогнозом. Одновременно Fitch подтвердило долгосрочные рейтинги приоритетных необеспеченных облигаций страны в иностранной валюте на уровне «B+». Рейтинг странового потолка подтвержден на уровне «BB-», а краткосрочные РДЭ в иностранной и национальной валюте – на уровне «B». КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ Рейтинги Армении поддерживаются более высоки
Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») Армении в иностранной и национальной валюте на уровне «B+» со «Стабильным» прогнозом. Одновременно Fitch подтвердило долгосрочные рейтинги приоритетных необеспеченных облигаций страны в иностранной валюте на уровне «B+». Рейтинг странового потолка подтвержден на уровне «BB-», а краткосрочные РДЭ в иностранной и национальной валюте – на уровне «B».
КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ
Рейтинги Армении поддерживаются более высоким доходом на душу населения и более благоприятными индикаторами развития человеческого потенциала и качества управления относительно сопоставимых эмитентов, а также эффективной монетарной политикой и длинным профилем погашения госдолга. В то же время негативное влияние на рейтинги оказывают высокий чистый внешний долг, большие фискальные дефициты, обуславливающие растущую долговую нагрузку, высокодолларизированный банковский сектор и напряженность в отношениях с некоторыми соседними странами.
Показатели роста ослабли, так как Fitch оценивает рост в 2016 г. на уровне 0,8%, что отражает слабый внутренний дефицит, частично в результате более низкого притока перечислений средств гражданами, работающими за рубежом. Темпы роста будут постепенно увеличиваться в 2017 и 2018 гг. и составят 2,1% и 3,1% соответственно на фоне ожидаемого восстановления российской экономики и умеренного восстановления цен на сырьевые товары. Фискальная консолидация в 2017 г. создает риски для динамики восстановления в Армении.
Дефицит центрального правительства повысился до 5,6% ВВП в 2016 г. с 4,8% ВВП в 2015 г., значительно превысив первоначальный целевой уровень, заложенный в бюджет (3,5%). Это было связано с более слабыми доходами и расширением осуществления проектов, привязанных к внешнему финансированию. Ранее, с 2011 по 2014 гг., дефицит был стабильно ниже целевых уровней правительства. По оценкам Fitch, госдолг Армении достиг 56,8% ВВП в 2016 г., что соответствует медиане для рейтинговой категории «B». Валютный риск находится на высоком уровне, так как 80% госдолга номинировано в иностранной валюте, хотя долг имеет длинный средний срок до погашения.
Так как госдолг превысил 50% ВВП в 2016 г., правительству для выполнения закона о госдолге приходится устанавливать в качестве целевого уровня дефицит менее 3% от среднего ВВП за последние три года. Одобренный целевой уровень для бюджета на 2017 г. предусматривает дефицит на уровне 2,8% ВВП и поддерживается доходами за счет налоговой реформы и сокращения осуществления проектов с зарубежным финансированием. Fitch прогнозирует более высокий дефицит, на уровне 3,7% ВВП, так как восстановление роста будет лишь постепенным, а текущие расходы вряд ли уменьшатся относительно ВВП. Перед властями страны стоит непростая задача сохранения доверия к устойчивости госфинансов при сдерживании влияния мер консолидации на экономическую активность, что может негативно сказаться на доходах.
Армения демонстрирует способность абсорбировать шоки и проводит эффективную монетарную политику. Годовая инфляция по-прежнему имела отрицательное значение в ноябре (-0,6%), однако этот показатель должен постепенно меняться в сторону целевого уровня центрального банка: 4% в 2017-2018 гг. В начале декабря Армения прошла четвертую проверку реализации программы расширенного финансирования МВФ (Extended Fund Facility). Международные резервы повысились до 2,2 млрд. долл. (5 мес. от текущих платежей в иностранной валюте). По оценкам Fitch, ликвидные активы Армении как доля от краткосрочных пассивов (125% в 2017 г.) останутся ниже медианы для рейтинговой категории «B» (141%).
Дефицит счета текущих операций, возможно, достиг 2,1% ВВП в 2016 г. в сравнении с медианным уровнем для стран с рейтингами «B» в 5,7%, на фоне продолжения улучшения дефицита торгового баланса за счет сильных экспортных показателей и небольшого увеличения импорта ввиду слабого внутреннего спроса в условиях сохранения слабого уровня перечислений средств физическими лицами. По прогнозам дефицит счета текущих операций в 2017-2018 гг. в среднем составит 4% ВВП ввиду сдержанного восстановления внутреннего спроса, возврата к росту в России, увеличения диверсификации по экспортным рынкам, умеренного повышения международных цен на нефть и перспектив ввода в эксплуатацию нового золотоносного месторождения в 2018 г. Умеренный дефицит также может привести к постепенному снижению внешней задолженности (чистый внешний долг в 48% ВВП в сравнении с 20% у сопоставимых стран) вслед за устойчивым ростом после глобального финансового кризиса.
Неработающие кредиты увеличились в 2016 г. (8,2% на конец ноября, исходя из определения по национальным стандартам с просрочкой от 1 до 270 дней), но финансовый сектор стабилизировался и достиг прогресса в плане сокращения уязвимости. Банковская капитализация укрепилась (18,3% в 3 кв. 2016 г.) в соответствии с требованиями центрального банка, которые должны быть соблюдены к январю 2017 г., главным образом посредством взносов акционеров и без необходимости суверенной поддержки. Уровни валютных кредитов и депозитов остаются выше 60% от соответствующих суммарных показателей. Валютная позиция банковской системы является сбалансированной, и имеется регулирование по ограничению валютного кредитования заемщиков без валютных доходов.
По результатам референдума в декабре 2015 г. Армения сейчас находится в переходном периоде от президентской к парламентской системе. Страна проведет парламентские выборы в апреле 2017 г. Fitch не ожидает существенных изменений направления экономической политики. После кратковременной эскалации в апреле 2016 г. «замороженный» конфликт с Азербайджаном в отношении оспариваемого Нагорно-Карабахского региона вернулся к предыдущей стадии низкого уровня спорадических столкновений.
СУВЕРЕННАЯ РЕЙТИНГОВАЯ МОДЕЛЬ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ
По суверенной рейтинговой модели Fitch Армения имеет скоринговый балл, эквивалентный рейтингу «B+» по шкале долгосрочных РДЭ в иностранной валюте. Комитет агентства по суверенному рейтингу не применял корректировок к результатам модели для получения окончательного долгосрочного РДЭ в иностранной валюте.
Суверенная рейтинговая модель Fitch – это собственная рейтинговая модель с множественной регрессией, которая использует 18 переменных, исходя из трехлетних центрированных средних значений, включая прогнозы на 1 год, для получения скорингового балла, эквивалентного долгосрочному РДЭ в иностранной валюте. Перспективный учет агентством качественных факторов дает возможность корректировать результат, полученный с использованием суверенной рейтинговой модели, для присвоения финального рейтинга и отражает факторы в рамках наших критериев, которые не могут быть в полной мере выражены в количественном виде и/или не отражены в полном объеме в суверенной рейтинговой модели.
ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ
«Стабильный» прогноз отражает мнение Fitch, что позитивные факторы и риски для рейтинга в настоящее время сбалансированы. В то же время следующие факторы вместе или в отдельности могут привести к позитивному рейтинговому действию:
- Сокращение отношения государственного долга к ВВП.
- Стабильное улучшение внешнего баланса.
Следующие факторы вместе или в отдельности могут привести к негативному рейтинговому действию:
- Продолжение увеличения государственного долга к ВВП ввиду отсутствия реализации мер фискальной консолидации и/или недостижения целевых показателей роста.
- Заметное падение валютных резервов.
КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ
Fitch исходит из сохранения в Армении общей социальной и политической стабильности и отсутствия существенной эскалации конфликта с Азербайджаном вокруг Нагорного Карабаха до уровня, который повлиял бы на экономическую и политическую стабильность.
Fitch исходит из того, что в 2017 и 2018 гг. российская экономика вырастет на 1,3% и 2,0% соответственно. ru.cbonds.info
2017-1-23 16:00