Вчера Минфин провел телеконференцию, посвященную вопросам бюджетной и долговой политики. Согласно последним поправкам, дефицит федерального бюджета в 2015 г. составит 3,7% ВВП, т.е. около 2,7 трлн руб. Такой сценарий рассчитан исходя из ожидания падения ВВП на 3% в 2015 г., среднегодовой цены на нефть в 50 долл./барр. и курса рубля к доллару в 61,5 руб. При этом в 2015 г. планируется разместить на внутреннем рынке 1 трлн руб. За вычетом 200 млрд руб., которые отведены на замещение неликвидных с
Вчера Минфин провел телеконференцию, посвященную вопросам бюджетной и долговой политики. Согласно последним поправкам, дефицит федерального бюджета в 2015 г. составит 3,7% ВВП, т.е. около 2,7 трлн руб. Такой сценарий рассчитан исходя из ожидания падения ВВП на 3% в 2015 г., среднегодовой цены на нефть в 50 долл./барр. и курса рубля к доллару в 61,5 руб.
При этом в 2015 г. планируется разместить на внутреннем рынке 1 трлн руб. За вычетом 200 млрд руб., которые отведены на замещение неликвидных старых выпусков, общий объем размещения, таким образом, прогнозируется на уровне 800 млрд руб. (в т.ч. ~ 10% от этого плана уже размещено на текущий момент). С учетом приходящихся на этот год погашений ОФЗ (~400 млрд руб.) и ГСО (200 млрд руб.), такой план предполагает, по нашим оценкам, ~200 млрд руб. чистых заимствований на внутреннем рынке. В то же время внешних заимствований Минфин в этом году не планирует, тогда как погасить необходимо будет ~200 млрд руб. евробондов. Как следствие, рублевые заимствования полностью пойдут на компенсацию погашения евробондов. Между тем, в пояснительной записке к текущей версии бюджета допускается даже отрицательный нетто-итог всех госразмещений в 2015 г., то есть превышение погашений над заимствованиями (-61 млрд руб.). Такой подход к долговой политике, на наш взгляд, соответствует текущему непростому состоянию бюджета: федеральный дефицит растет на фоне связанного с рецессией в экономике снижения доходов, внешние рынки закрыты, и активность на долговом рынке существенно снизилась.
Исходя из этого, дефицит бюджета планируетсязакрывать за счет использования средств Резервного фонда (на начало 2015 г. он составил 4,95 трлн руб. + зачисление 400 млрд руб. нефтегазовых допдоходов поитогам 2014 г.). На эти цели Минфин планирует использовать до 3,07 трлн руб. изРезервного фонда (соответствующую заявку ведомство направит в Правительство). Данная сумма планируется сверх уже выделенных из фонда 500 млрд руб. на "замещение госзаимствований и выпадающих ненефтегазовых доходов", которые фактически необходимы для финансирования намеченной индексации пенсий и выполнения соцобязательств (переведены на счета Казначейства, временно размещаются на депозитах банков).
Столь существенные траты из Резервного фонда в целом обоснованы, учитывая, что госфонд создан для абсорбирования внешних шоков, а сейчас потери бюджета обусловлены в основном независящими от внутреннего состояния экономики причинами. Кроме того, принимая такую стратегию, очевидно, что Минфин рассчитывает на постепенное восстановление рыночной ситуации уже в среднесрочной перспективе. По итогам 2015 г., даже с учетом таких трат, в Резервном фонде должно остаться ~2,6 трлн руб., в ФНБ - ~3,58 трлн руб. (с учетом инвестиций), что является приемлемым уровнем. Безусловно, ограничить их исчерпание удается благодаря сильному росту госфондов в рублевом эквиваленте вследствие серьезной девальвации рубля в 2014 г.
Главным риском для текущего сценария является потенциальная недооцененность снижения ненефтегазовых доходов (связанного с падением экономики) по сравнению с предыдущим сценарием. В текущей версии бюджета предполагается, что ненефтегазовые доходы сократятся относительно 2014 г. толькона 3% (или на 200 млрд руб.), что видится нам достаточно оптимистичным.
Мы прогнозируем, что даже в случае роста дефицита федерального бюджета в сравнении с текущим планом (например, из-за более сильного снижения цены на нефть либо более существенных выпадающих ненефтегазовых доходов) едва ли Минфин пойдет на дополнительное сокращение расходов в 2015 г., а, скорее всего, будет компенсировать его за счет средств Резервного фонда. Такая направленность бюджетной политики, на наш взгляд, предполагает наименьшее давление на долговой рынок (Минфин будет размещать бумаги в тех объемах, на которые найдет спрос по приемлемым для ведомства ставкам). ru.cbonds.info
2015-3-26 17:51