Поскольку пандемия коронавируса постепенно берется под контроль, Европейский центральный банк должен будет постепенно отказаться от своих мер экстренной поддержки. Но с учетом последних данных, показывающих, что инфляция в зоне евро все еще далека от целевого показателя и вялый рост, на ее место, вероятно, придут другие инструменты.
КОГДА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ЭКСТРЕННАЯ ПОДДЕРЖКА?
Программа закупок на случай пандемии в чрезвычайных ситуациях (PEPP) на 1,85 трлн евро удержала валютный блок из 19 стран на плаву в условиях двойной рецессии, но всегда предполагалось, что это временная мера, и оживление экономической активности откроет дискуссию о том, когда и как это должно быть прекращено.
Срок действия PEPP формально истекает в марте 2022 года, и политики вряд ли сообщат на своем следующем заседании в июне, что они начнут сворачивать схему, особенно с учетом того, что доходность государственных облигаций уже поднимается до неудобных уровней.
Но поддерживать его намного дольше может быть проблематично. Около 70% взрослого населения блока могут быть полностью вакцинированы к концу лета, и ожидается, что рост будет резко увеличиваться после окончания карантина, а экономика восполнит утраченные позиции в следующем году.
Это затруднит оправдание «чрезвычайных» мер и оставит возможность оспаривать дальнейшие покупки в рамках PEPP как в Управляющем совете ЕЦБ, так и в суде, что представляет собой потенциальную угрозу авторитету центрального банка.
КАК ЦЕНТРОБАНК БУДЕТ УПРАВЛЯТЬ ПЕРЕХОДОМ?
Первым шагом к прекращению этой схемы может быть смещение акцента с экстренной покупки государственных облигаций на совокупность покупок ЕЦБ в рамках PEPP и его старой Программы покупки активов (APP). Приложение, действующее по более жестким правилам, было введено в 2014 году для предотвращения потенциальной дефляции в блоке после мирового финансового кризиса.
В настоящее время ЕЦБ ежемесячно покупает облигаций на сумму около 20 млрд евро в рамках программы APP, что намного меньше, чем 80 млрд евро, купленных в рамках программы PEPP в апреле.
Но ничто не мешает ЕЦБ наращивать APP при сокращении PEPP, тем более, что банк все еще не выполняет свой основной мандат по удержанию инфляции на уровне около 2%, что было оправданием для запуска старой программы.
Рост потребительских цен в 2023 году по-прежнему составит лишь 1,4%, что далеко от целевого показателя ЕЦБ и, что более важно, намного ниже уровней, прогнозируемых до пандемии. Это говорит о том, что шок от COVID-19 будет длиться годами, по сути, потребовав от ЕЦБ значительной поддержки.
ЧТО ДУМАЮТ ПОЛИТИКИ?
Даже Клаас Нот, консервативный глава центрального банка Нидерландов, который уже выступил за сокращение PEPP, утверждал, что поддержка ЕЦБ, включая APP, пока должна сохраняться.
Политические голуби из наиболее уязвимых южных экономик еврозоны, в том числе вице-президент ЕЦБ Луис де Гиндос и член правления Фабио Панетта, тем временем утверждали, что слишком долгое сохранение стимулов будет обходиться дешевле, чем их слишком быстрое устранение.
Большой государственный дефицит - еще одна причина, по которой ЕЦБ придется продолжать стимулировать рост экономики.
Прогноз бюджетного дефицита в размере 3% от ВВП для еврозоны в целом в следующем году вряд ли выглядит реалистичным, учитывая, что массивные субсидии удерживают значительную часть сектора услуг от коллапса во время пандемии.
Если эти меры будут быстро отменены, фирмы могут обанкротиться и резко увеличить безработицу, что еще больше снизит инфляцию. С другой стороны, если они будут постепенно сокращаться, правительствам придется расплачиваться за счет увеличения долга, что приведет к замедлению инфляции из-за более высоких затрат по займам.
В любом случае ЕЦБ находится на крючке, и политики обязуются.
Информационно-аналитический отдел TeleTrade со ссылкой на Reuters.
2021-5-4 15:54