К концу первого квартала 2018 года рынок облигаций российских ЛК составил 543 млрд руб., оценили в Банке России. За год его номинальный объем увеличился на 4,5%. За прошлый год доля облигаций в пассивах ЛК выросла на 5 процентных пунктов, до 45%. По словам советника первого зампреда Банка России Сергей Моисеева, драйверами роста облигационного финансирования лизинговой отрасли выступают Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), «Трансфин-М», а также компания «Балтийский лизинг». Н
К концу первого квартала 2018 года рынок облигаций российских ЛК составил 543 млрд руб., оценили в Банке России. За год его номинальный объем увеличился на 4,5%. За прошлый год доля облигаций в пассивах ЛК выросла на 5 процентных пунктов, до 45%. По словам советника первого зампреда Банка России Сергей Моисеева, драйверами роста облигационного финансирования лизинговой отрасли выступают Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), «Трансфин-М», а также компания «Балтийский лизинг». Наибольшая доля бондов в пассивах (77%) у небольшой компании «Директ лизинг», свидетельствует презентация ЦБ, с которой ознакомился “Ъ”. На втором месте ГТЛК (74%). «Около 22% пассивов компании составляли на конец третьего квартала прошлого года банковские кредиты, 7,8% — обязательства по финансовой аренде»,— пояснили в ГТЛК. На третьем месте по объему финансирования за счет выпуска бондов находится «Трансфин-М» (62%). У остальных лизинговых компаний доля бондов в структуре пассивов составляет менее 50%.
При этом для облигаций российских ЛК характерен низкий free float — менее 46% (без учета выпусков ГТЛК). По данным Банка России основными инвесторами ЛК «являются три группы участников рынка — аффилированные с лизинговыми компаниями лица, негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и сами лизинговые компании». По словам эксперта группы банковских рейтингов АКРА Михаила Доронкина, покупка выпусков облигаций обычно используется в качестве инструмента кэптивного, внутригруппового финансирования (особенно в случае, если акционер не является кредитной организацией), обеспечивающего рыночную доходность. В то же время такая покупка может демонстрировать инвесторам готовность акционеров поддержать компанию, принимая на себя часть ее рисков. В отдельных случаях (особенно если речь идет о первичном размещении публичного долга) это хороший инструмент формирования «рынка» для бумаги и поддержания ликвидности выпусков. Также небольшие эмитенты не могут найти диверсифицированную базу инвесторов, поэтому им приходится размещаться в пользу одного-двух крупных инвесторов, отметил господин Моисеев. «Довольно проблематично найти длинное финансирование под лизинговые сделки. Такая ликвидность есть у НПФ, у страховых компаний, крупных холдингов, поэтому нередко они выкупают подобные выпуски»,— отмечает директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Руслан Коршунов.
Отсутствие у лизинговых бумаг высокой доли в свободном обращении затрудняет оценку и выделение бенчмарка при размещении других компаний. Кроме того, кэптивное финансирование блокирует создание широкого рынка капитала и ведет к перераспределению средств внутри группы, увеличивая риски. Эксперты рассматривают негативный и позитивный сценарии развития долгового сегмента лизинговой отрасли. Позитивный связан с реформой лизинга и внедрением отраслевых стандартов учета и отчетности и обязательной публикацией МСФО. «Лизингодатели, занимающие на рынке по объему нового бизнеса 20–50-е места, смогут в перспективе претендовать на финансирование за счет выпуска облигаций — причем широкому кругу инвесторов, а не только в пользу связанных структур»,— ожидает Руслан Коршунов. Этому будет способствовать и активное рейтингование ЛК. «Если же реформа не позволит повысить доверие потенциальных инвесторов или отрасль будет показывать плохую динамику, то по-прежнему на рынке будут преобладать кэптивные сделки»,— обозначает он негативный сценарий.
Илья Усов ru.cbonds.info
2018-4-25 09:33