Профессор экономики Гарвардского университета и почетный президент Национального бюро экономических исследований Мартин Фельдштейн пишет в своей новой статье, что в октябре китайское правительство опубликовало предварительную, краткую версию пятилетнего плана страны.
Впрочем, пятилетние планы Китая сейчас уже не те, что были раньше. Китайская экономика уже больше не является системой, которой владеет и управляет государство, как это было более 30 лет назад. В те времена не было частных предприятий, а найм сотрудников кем бы то ни было, кроме органов власти или государственных предприятий, считался преступлением. Сегодня лишь 20% занятых в Китае работают на госпредприятиях. Остальная китайская экономика - динамична, децентрализована и находится в частной собственности. Американские транснациональные компании и другие зарубежные фирмы стали играть важную роль на местной экономической сцене. В результате, пятилетний план перестал быть детальным чертежом промышленного развития; вместо этого он даёт представление о том, что именно будет, как надеется китайское руководство, достигнуто под общим руководством правительства. Цель заключается в общем повышении качества жизни - обеспечении умеренно сильного роста экономики, увеличении доли потребления в ВВП, повышении качества воды и воздуха.
Одна из ключевых целей была установлена ещё в 2010 году - удвоить реальный ВВП и реальные доходы населения к 2020 году. Сейчас, по официальным оценкам правительства, для достижения этой цели среднегодовой рост ВВП должен составлять 6,5% в течение следующих пяти лет. Учитывая, что Китай всё ещё сравнительно бедная страна (его подушевой ВВП равен примерно 25% подушевого ВВП США), поддержание таких быстрых темпов роста, конечно, не выглядит невозможным. Однако многие наблюдатели скептичны по поводу китайских официальных данных ВВП и сомневаются в способности страны обеспечить экономический рост в 6,5%. Подобный скептицизм вызван целым рядом недавних новостей, указывающих на снижение объемов выпуска в некоторых секторах китайской экономики; среди примеров таких новостей - сокращение промышленного производства, падение экспорта промышленных товаров, закрытие предприятий в отдельных отраслях.
Подобные новости являются естественным, но вводящим в заблуждение следствием намеренных попыток власти изменить структуру экономики Китая, сделав её опорой не промышленный рост и экспорт, а сектор услуг и внутреннее потребление. По словам китайских экономических экспертов, сектор услуг растёт достаточно быстро, компенсируя низкий рост промышленного производства (5% или даже меньше), тем самым, позволяя достигнуть нынешнего общего роста экономики на уровне примерно 7%. Однако даже если годовой рост экономики сейчас действительно достигает примерно 7%, сохранять темпы роста на уровне 6,5% в течение следующих пяти лет будет весьма трудно, по меньшей мере, по четырём причинам. Сдвиг Китая от тяжёлой промышленности в сторону сектора услуг означает снижение объемов производства в пересчёте на каждого занятого, а также снижение контроля со стороны центрального правительства. Меры по охране окружающей среды потребляют ресурсы и тормозят рост. Борьба президента Си Цзиньпина с коррупцией имеет побочный эффект - замедление процесса принятия решений и торможение новых проектов. Наконец, и, наверное, это самое главное, трудоспособное население больше не растёт.
Это результат 35 лет политики ограничения количества детей в большинстве семей одним ребёнком. Хотя недавно правительство увеличило этот лимит - два ребенка на семью, понадобится почти два десятилетия, прежде чем данное изменение позволит увеличить численность трудоспособного населения. А до тех пор повышать темпы роста эффективной рабочей силы придётся путём привлечения рабочих в города. В связи с этим китайские власти готовятся принять меры по наращиванию темпов урбанизации, включая создание нескольких новых крупных городов, способных принять примерно 600 млн человек, которые ещё живут в сельском Китае. Кроме того, правительство будет поэтапно отменять систему прописки, которая сейчас не позволяет мигрантам в городах иметь полноценный доступ к медицинским услугам и образованию. Ещё одна мера содействия урбанизации будет заключаться в том, что китайские фермеры получат право продавать свои земли по реалистичным рыночным ценам. Тем самым, у них повысится мотивация получить деньги и переехать.
Не все из перечисленных мер обязательно помогут сохранить тенденцию роста городской рабочей силы в следующие пять лет. Но если некоторые из них окажутся достаточно успешными, экономический рост по 6,5% в год в ближайшую пятилетку будет не столь уж недостижим. Кроме того, у Китая есть несколько краткосрочных проблем. Имеются избыточные мощности в некоторых отраслях тяжёлой промышленности и избыток предложения на рынке жилья в некоторых второстепенных городах. Есть крупные объемы плохих долгов в некоторых государственных банках и в теневой банковской системе. К счастью, власти признают эти проблемы, и у них есть стратегия (и, что ещё важней, ресурсы), чтобы с ними справиться. В следующую пятилетку экономика Китая не будет расти так сильно, как в предыдущие десятилетия. Однако если цели, поставленные в 13-м Пятилетнем плане, будут достигнуты, китайский народ сможет рассчитывать на период роста потребительских расходов и улучшения стандартов жизни.
Источник: www. project-syndicate. org
. teletrade.ru2015-12-1 23:22