Prime News: Будет ли Трамп сотрудничать с частными инвесторами?

Эксперты полагают, что, несмотря на опасения Вашингтона по поводу вмешательства частных инвесторов в инфраструктуру США, Дональду Трампу придется рано или поздно работать с ними. В настоящее время страна испытывает нехватку вложений в инфраструктуру в размере $800 млрд ежегодно.

Специалисты видят выход в сотрудничестве ведущих американских частных компаний и государственных предприятий.

В то время когда государственное финансирование находится в тяжелой ситуации, прежде всего следует обратить внимание на капитальные расходы, советуют аналитики. Ежегодно в мире на постройку авто- и железных дорог, морских портов, водопроводов, телекоммуникационных систем и прочей инфраструктуры тратится порядка $2,5 трлн, хотя необходимо не менее $3,3 трлн.

Уменьшить подобный разрыв может капитал частного сектора. Многолетний опыт показывает, что при возведении инфраструктурных проектов лучше всего зарекомендовало себя государственно-частное партнерство (ГЧП), благодаря которому совмещены потребности общества с частными капиталом.

Невысокая доходность государственных облигаций и увеличение продолжительности жизни демонстрируют возросшую нуждаемость пенсионных фондов в надежных активах, которые бы приносили стабильный доход с поправкой на инфляцию. К ним прежде всего относятся аэропорты, платные дороги, морские порты и предприятия коммунального хозяйства, генерирующие стабильную прибыль.

Огромный опыт работы с инфраструктурными инвестициями имеется у таких компаний по управлению активами, как Ontario Teachers Pension Fund. Другим компаниям, например IFM, за последнее десятилетие удалось привлечь свыше $260 млрд, в том числе $47 млрд в 2016 году.

По оценкам экспертов, ГЧП способно решить множество вопросов, в числе которых недостаток инфраструктуры, возможность маневра бюджетными средствами, долгосрочные и безопасные ценные бумаги, а также проблема новых рабочих мест. При правильном подходе пользователи инфраструктуры приобретают выгоду от инноваций и эффективности частных предприятий.

Однако при организации ГЧП не все проходит гладко. Следует упомянуть об основных проблемах, встречающихся при создании таких партнерств: отталкивающие потребителей поведенческие преграды, негативное политическое вмешательство и трудности поиска финансовой и структурной мотивации, учитывающих интересы сторон.

Например, опасения по поводу приватизации услуг жизнеобеспечения имеются во всех государствах, но с поправкой на национальную специфику. В Великобритании, к примеру, спокойно реагируют на вмешательство частных водопроводных компаний, но недолюбливают частные платные дороги. В Австралии такие дороги – вполне обыденная вещь, часть жизни, а вот приватизация водоснабжения вызывает у граждан Зеленого континента стойкую негативную реакцию.

Политики также постоянно следят за общественным мнением. Смена собственника может погубить проект или лишить его общественной поддержки, полагают эксперты.

Нередко желание политиков получить быстрый результат вступает в конфликт с длительным строительным процессом какого-либо инфраструктурного объекта. Согласно замечанию Кайлы Манджини, стратега IFM, это неудивительно, поскольку политический цикл составляет не более четырех-пяти лет, а инфраструктурный цикл может растянуть на десятилетие.

При этом эксперты уверены, что общественную поддержку частной инфраструктуры можно воспитывать. Отраслевые специалисты положительно отзываются о так называемой «австралийской модели». Она предусматривает, что доходы от приватизации портов и дорог направляются на новые больницы, школы и пр.

Другой важной частью успешного ГЧП являются подходящие финансовые условия, при которых довольными остаются и налогоплательщики, и политики, а также банки и компании по управлению активами.

Аналитики считают, что прежде всего следует определить, предложит ли частный капитал выгоду, какую нельзя получить посредством государственного финансирования, и какой способ реализации при этом будет выбран. «Если отправной точкой является желание не потратить ни одного государственного доллара, трудно ожидать заключения хорошей сделки», – полагает эксперт Global Infrastructure Investor Association Энди Роуз. Специалисты уверены, что лучше всего размещать риски там, где они удобнее и эффективнее управляются.

Эксперты полагают, что только при довольно устойчивом потоке доходов ГЧП-проекты лучше всего функционируют. Такой приток могут обеспечить плата за использование автодорог, аэропортные сборы или ежемесячные коммунальные платежи. Гораздо хуже, если доход очень мал и должен дополняться государственными субсидиями, условия по которым могут меняться.

В Австралии, Великобритании и Канаде чаще всего используется именно модель государственно-частного партнерства. Реже она применяется в США. Если глава Белого дома выполнит свои предвыборные обещания о внушительных инвестициях в инфраструктурные проекты, то ГЧП может стать обыденной вещью и в Америке. Однако, по мнению экспертов, все указывает на неготовность Белого дома к таким изменениям.

.

гчп частных эксперты инфраструктуры специалисты компаний дороги следует

2017-5-2 12:54