В своей совместной статье Марсель Фратцер (председатель комитета и президент аналитического центра DIW), Юрген Фитчен (заместитель исполнительного директора Deutsche Bank) и Райнер Хоффман (председатель Конфедерации немецких профсоюзов (DGB) пишут, что немецкая экономика кажется неудержимой.
По прогнозам, в этом году объемы производства вырастут более чем на 2%, зарплаты - на 3%, а профицит счета текущих операций достигнет невероятных 8,4% ВВП. В течение последнего десятилетия безработица сократилась вдвое и сейчас находится на самом низком уровне за всё время наблюдений. Немецкие экспортеры по-прежнему очень изобретательны и конкурентоспособны. А правительство отчитывается о внушительном профиците бюджета. Пока остальная Европа продолжает барахтаться в кризисе и сомнениях, будущее Германии выглядит светлым и надежным. Впрочем, внешний вид может быть обманчив.
На самом деле эти радужные макроэкономические данные показывают далеко не всю картину. С момента введения евро в 1999 году темпы роста производительности в Германии не превышают среднеевропейские, реальные зарплаты у половины трудоспособного населения уменьшились, а усредненный годовой рост ВВП равен неутешительным 1,2%. Основной причиной этих неблестящих показателей является очевидно ничтожный уровень инвестиций в Германии - один из самых низких среди стран ОЭСР. Результатом этого стало старение инфраструктуры, в том числе дорог, мостов и школ. Эти явления, наряду с неадекватным регулированием и бизнес-климатом, вызывают озабоченность у компаний. В своем соглашении о коалиции 2013 года Христианско-демократический союз и Социал-демократическая партия поставили цель повышения государственных и частных инвестиций на 3% ВВП, или 90 млрд евро ($100,8 млрд), ежегодно, чтобы достигнуть среднего уровня стран ОЭСР. В августе прошлого года правительство Германии создало комитет экспертов, в который вошел 21 представитель бизнеса, профсоюзов, финансового сектора и науки (в том числе три автора данной статьи), для того чтобы определить лучшие способы достижения данной цели. В апреле комитет представил свой план действий из десяти пунктов, который, несмотря на отдельные разногласия по поводу налогов и частного финансирования государственных инвестиционных расходов, отражает необычно широкий консенсус. Начать с того, что план действий призывает ограничить влияние на государственные инвестиции давления, вызванного стремлением консолидировать, оптимизировать госбюджет. План не оспаривает закрепленные в конституции долговые лимиты, которые запрещают федеральному правительству превышать определенный порог структурного дефицита - 0,35% ВВП. Но он рекомендует утвердить законодательно обязанность поддерживать инвестиции на уровне, по крайней мере, таком же высоком, как и уровень амортизации государственных активов, а также использовать незапланированный профицит бюджета, в первую очередь, на увеличение госинвестиций.
Наиболее спорный вопрос (и внутри комитета, и в Германии) касается финансирования инфраструктурных проектов с помощью частно-государственных партнерств. Это весьма многообещающее решение, но, тем не менее, она оказалось далеко не панацеей.
Что касается исключительно частных инвестиций, комитет рекомендует сосредоточиться на развитии тех секторов, которые будут доминировать в экономике будущего. Сейчас Германия сильна в традиционных промышленных отраслях, но отстает от конкурентов в Азии и США в области инвестиций в научные исследования и разработки. Для сокращения этого отрыва необходимо повысить расходы на НИОКР с менее 3% ВВП до 3,5% ВВП, по меньшей мере.
Значительное увеличение частных инвестиций необходимо не только для Германии. Оно необходимо для выхода Европы из нынешнего кризиса. На фоне сравнительно сильных позиций немецкой экономики Германия несет особую ответственность за содействие инвестициям во всей Европе, в том числе путем продвижения реформ транспорта и энергетики на общеевропейском уровне, поддержки стимулов для инноваций и цифровой модернизации.
Сочетание высоких темпов экономического роста, низкого уровня безработицы, благоприятных финансовых условий и большого профицита бюджета представляет собой золотой шанс. Если увеличить инвестиции в инфраструктуру, не говоря уже о конкурентной системе образования и создании более благоприятного для инвестиций делового климата, этот шанс позволит экономике страны войти в будущее на крепких ногах, а заодно поможет вытащить Европу из ее несчастий. Теперь у нас есть план. Всё, что необходимо, это воля для его выполнения.
Источник: www. project-syndicate. org
. teletrade.ru2015-5-21 23:20