Арбитражный суд Новосибирской области 20 января ввёл в компании внешнее наблюдение по иску Банка Москвы, АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК) и АО «Вагонная ремонтная компания – 1» (ВРК-1) на сумму 309,4 млн руб. Но, возможно, кредиторы опоздали и активы «Запсиб-Транссервиса» (ЗСТС) уже выведены в пользу новосибирского банка «Акцепт». В рассмотренном иске Банк Москвы (дочерний банк ВТБ) требует с ЗСТС 282 млн руб. просроченной задолженности. В декабре к иску присоединились две «дочки» ОАО «Р
Арбитражный суд Новосибирской области 20 января ввёл в компании внешнее наблюдение по иску Банка Москвы, АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК) и АО «Вагонная ремонтная компания – 1» (ВРК-1) на сумму 309,4 млн руб. Но, возможно, кредиторы опоздали и активы «Запсиб-Транссервиса» (ЗСТС) уже выведены в пользу новосибирского банка «Акцепт».
В рассмотренном иске Банк Москвы (дочерний банк ВТБ) требует с ЗСТС 282 млн руб. просроченной задолженности. В декабре к иску присоединились две «дочки» ОАО «РЖД» – ФГК и ВРК-1. Требования ФГК составляют 25,1 млн руб., ВРК-1 – 2,4 млн руб.
На момент публикации определение суда не было опубликовано.
После решения суда по телефонам ЗСТС стали отвечать, что здесь находится ООО «Объединённые транспортные системы Сибири» (ОТСС). Эта компания не значится стороной в арбитражных делах и не упоминается в связи с какой-либо деятельностью.
ОТСС с уставным капиталом 10 тыс. руб. зарегистрирована 3 октября 2014 года в Новосибирске по тому же адресу, что и ЗСТС. Его директором является Сергей Потапов, также значащийся заместителем генерального директора по логистике ЗСТС. Владельцем 99% долей ОТСС является ещё одно новосибирское ООО, «Сибстройконсалтинг» (занимается финансовым консультированием), ещё 1% в собственности у бывшей сотрудницы ЗСТС Ольги Сазоновой. Весь капитал ОТСС заложен в обеспечение кредита, полученного 17 сентября 2015 года от новосибирского банка «Акцепт».
Банк «Акцепт» впервые фигурирует в деятельности ЗСТС на внеочередном собрании участников железнодорожной компании 12 октября 2015 года, посвящённом одобрению поручительства по кредиту, выданному банком ООО «Сибирская вагоноремонтная компания» (дочерняя компания ЗСТС). Размер кредита не называется.
Согласно данным ЦБ РФ, 73,8% акций банка «Акцепт» подконтрольны Павлу Езубову.
Стоит отметить, что накануне заседания суда председатель совета директоров ЗСТС Андрей Муравьёв получил в нём контроль. 24 декабря Вадим Пешат и Леонид Шайман продали ЗСТС свои доли в этой компании (по 22,5%). В результате эффективная доля Андрея Муравьёва выросла до 59% с 32,5%, а Александра Игнатова – до 41% с 22,5%.
В августе 2015 года ЗСТС назначил Райффайзенбанк консультантом по привлечению стратегического инвестора. Банк тогда оценивал компанию в 3–3,5 млрд руб.
«Запсиб-Транссервис» специализируется на перевозках угля, железной руды, известняка, стального проката и лома чёрных металлов. С 2013 года доля угля превысила 70%. На начало 2015 года парк составлял 13 тыс. вагонов средним возрастом 7 лет. Выручка за 9 месяцев 2015 года составила 5 млрд руб., сократившись на 54% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, компания получила чистый убыток в 331 млн руб. против прибыли в 30 млн руб. год назад.
Финансовое положение железнодорожного оператора стало резко ухудшаться в 2014 году. Пытаясь поддержать уровень ликвидности, в апреле 2015 года ЗСТС разместил трёхлетние облигации на сумму 5 млрд руб. под 15% годовых (19 января 2016 года допущен дефолт по купону на сумму 187 млн руб.).
Компания продала в мае 2015 года московскому ООО «Рейхол» 420 полувагонов 1983–1987 годов выпуска за 109 млн руб. Ещё 405 полувагонов «Рейхол» получил в аренду за 300 руб. в сутки (денежный поток 3,6 млн руб. в месяц).
Параллельно руководство ЗСТС попробовало добиться от кредиторов реструктуризации задолженности. Однако договориться не удалось – в судах рассматриваются иски Газпромбанка , «ВТБ Лизинг», «ВТБ Факторинг» и Сбербанка.
Провалились и анонсированное компанией замещение находящегося в лизинге подвижного состава на арендованный, и планы в ближайшие два года нарастить число вагонов до 17–20 тыс. В октябре 2015 года «ВТБ Лизинг» отозвал 5 тыс. находившихся в лизинге вагонов. В результате парк ЗСТС сократился на 38%, до 8 тыс. Во многом из-за этого и так очень умеренная маржа в 5,4% за 9 месяцев 2014 года упала до 0,6% по результатам трёх кварталов 2015 года.
По закону активы не должны выводиться позже полугода до регистрации в суде заявления о банкротстве, и такие сделки за спиной кредиторов «однозначно осложнят возврат долга», заявила заместитель начальника юридического отдела ВРК-1 Елена Волочилова.
Вывод активов при банкротстве – распространённая практика, но привлечь к гражданской или уголовной ответственности мало кого удаётся, потому что «суды обычно соглашаются с объяснениями, что учредители и руководители предприятий вели обычную хозяйственную деятельность», говорит адвокат коллегии «Князев и партнёры» Зиннур Зиннятуллин.
В такой ситуации подтвердить преднамеренное банкротство могут выводы внешнего, а потом и конкурсного управляющих и результаты расследования правоохранительных органов, советует адвокат.
ЗСТС, Банк Москвы и ФГК отказались от комментариев. ru.cbonds.info
2016-1-27 13:49