Рейтинговое агентство AK&M повысило ОАО «Главная дорога» рейтинг кредитоспособности с «А» до «А+» по национальной шкале, говорится в релизе агентства. Прогноз стабильный. Рейтинг «А+» означает, что ОАО «Главная дорога» относится к классу облигационных займов с очень высокой степенью кредитоспособности. Риск несвоевременного выполнения обязательств незначительный. ОАО «Главная дорога» – компания, специально созданная в соответствии с законодательством России для реализации проекта по строитель
Рейтинговое агентство AK&M повысило ОАО «Главная дорога» рейтинг кредитоспособности с «А» до «А+» по национальной шкале, говорится в релизе агентства. Прогноз стабильный.
Рейтинг «А+» означает, что ОАО «Главная дорога» относится к классу облигационных займов с очень высокой степенью кредитоспособности. Риск несвоевременного выполнения обязательств незначительный.
ОАО «Главная дорога» – компания, специально созданная в соответствии с законодательством России для реализации проекта по строительству и эксплуатации платной дороги «Новый выход на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва – Минск» (соединительная автомобильная магистраль от Московской кольцевой автомобильной дороги в районе транспортной развязки с улицей Молодогвардейской до федеральной автомобильной дороги М-1). ОАО «Главная дорога» является SPV-компанией, организованной консорциумом компаний ALPINE BAU, BRISA-Auto-estradas de Portugal, ЗАО УК ЛИДЕР, ООО «Стройгазконсалтинг», ОАО «Газпромбанк» и FCC. Проект реализуется в рамках государственно-частного партнерства. В рамках проекта заключено концессионное соглашение сроком 30 лет, в котором ОАО «Главная дорога» выступает концессионером, Российская Федерация (Федеральное дорожное агентство) – концедентом (далее – концессионное соглашение). Значительная часть финансирования строительства автодороги осуществлялась с помощью выпуска инфраструктурных облигаций, по которым ОАО «Главная дорога» выступило в качестве Эмитента.
Дорога построена и сдана в эксплуатацию, с 1 января 2014 г. начался сбор проездных платежей.
Повышение рейтинга кредитоспособности ОАО «Главная дорога» обусловлено сдачей построенной автодороги в коммерческую эксплуатацию, наличием прямых и обусловленных условиями концессионного соглашения государственных гарантий по проекту, участием государства в финансировании проекта, высокой доходностью по проекту, обеспеченностью расходов на обслуживание и погашение обязательств положительными денежными потоками, успешным исполнением Эмитентом обязательств по текущим купонным выплатам и низкими эксплуатационными рисками.
Завершение строительства объекта повлекло за собой общее снижение уровня рисков проекта. Построенная автодорога функционирует с начала 2014 года. Выручка ОАО «Главная дорога» от эксплуатации дороги за 9 месяцев 2014 г. превысила сумму 937 млн. руб.
Одним из ключевых факторов поддержки высокой рейтинговой оценки является наличие государственных гарантий в косвенной форме, что обусловлено концессионным соглашением. Условия концессионного соглашения государства с ОАО «Главная дорога» предусматривают полную компенсацию основной суммы долга и процентных платежей по эмитируемым облигационным займам со стороны государства в случае расторжения концессионного соглашения, в том числе в случае дефолта концессионера. Обязательства по облигациям будут исполнены даже в случае незапланированных негативных изменений в проекте и его реализации, в том числе в условиях значительного ухудшения финансовых показателей проекта. Кроме того, по одному из облигационных займов – серии 4-06-12755-А – также предоставлена прямая государственная гарантия. Необходимо также отметить участие в финансировании проекта со стороны государства, которое инспирирует особый контроль за реализацией проекта со стороны государственных надзорных органов, что повышает защищенность инвесторов.
ОАО «Главная дорога» исправно осуществляет купонные платежи по размещенным облигационным займам. Пунктуальное исполнение Эмитентом принятых на себя обязательств является фактором поддержки рейтинга кредитоспособности эмитированных им облигационных займов.
Как показывает анализ финансового состояния проекта, все расходы на обслуживание и погашение обязательств на ближайшие полтора года в достаточной мере обеспечены положительными денежными потоками. Значения прогнозируемых коэффициентов покрытия долга (денежные потоки, доступные для обслуживания долга, отнесенные к соответствующим расходам на обслуживание и выплату основной части долга) в период погашения облигационной задолженности неизменно превышают единицу. Таким образом, ожидаемых прогнозных денежных потоков достаточно для обслуживания и погашения обязательств по эмитированным облигационным займам.
Перспективный анализ эффективности проекта свидетельствует о высоком уровне доходности по проекту. Внутренняя норма доходности (IRR) по проекту равняется около 12%. Это достаточно высокое значение, также свидетельствующее о высоком потенциале проекта в части формирования ресурсов для исполнения обязательств ОАО «Главная дорога» по облигационным займам.
На высокую рейтинговую оценку в значительной мере повлияли и низкие риски, связанные непосредственно с эксплуатацией автодороги, что обусловлено условиями концессионного соглашения и проводимой в рамках реализации проекта политикой риск-менеджмента. Контроль за качеством и условиями эксплуатации четко регламентирован по срокам, мероприятиям и формам.
Факторами, сдерживающими рейтинговую оценку кредитоспособности ОАО «Главная дорога», являются риск снижения запланированных доходов, значительная сумма заемных средств, привлеченных для финансирования проекта и высокая неопределенность стоимости обслуживания облигационной задолженности.
Риск снижения доходов (в сравнении с их запланированным уровнем), прежде всего из-за более низкого уровня спроса со стороны пользователей автодороги, является существенным фактором, сдерживающим рейтинговую оценку. В целом имеющиеся прогнозы темпов роста и динамики объемов трафика можно расценивать как реалистичные. Однако в условиях отсутствия аналогов прогнозирование движения на платной дороге в России несколько затруднено, что обуславливает высокий уровень неопределенности доходов компании в части данной составляющей. Восприятие рынком планируемого уровня тарифов как чрезмерно высокого может негативно отразиться на спросе на услуги платной автодороги.
Агентство считает фактором риска для кредитоспособности ОАО «Главная дорога» то обстоятельство, что проект характеризуется достаточно высокой потребностью в заемных средствах. Более 60% необходимого финансирования проекта обеспечивается за счет заемных средств с помощью эмиссии облигационных займов. Текущая совокупная задолженность ОАО «Главная дорога» по облигационным займам (основной долг) составляет почти 17,6 млрд. руб. Предполагается, что максимальный объем долга будет накоплен в 2015 г., когда величина основных обязательств превысит 21 млрд. руб. Суммарные выплаты по долгу составят около 41 млрд. руб. Коэффициент финансовой независимости компании (доля собственного капитала в активах) в случае выполнения прогнозируемых финансовых показателей вплоть до 2023 года будет ниже общерекомендуемых значений, и только в 2024 году достигнет уровня 0,54 , после чего начнет повышаться.
Фактором риска выступает и высокая неопределенность стоимости обслуживания облигационной задолженности. По облигационным займам ОАО «Главная дорога», параметры определения ставки по купонным выплатам напрямую зависят от уровня инфляции и/или ВВП в длительном прогнозном периоде. Слабая предсказуемость макроэкономических параметров в долгосрочной перспективе предопределяет неопределенность стоимости обслуживания обязательств.
ОАО «Главная дорога» является эмитентом трех находящихся в обращении выпусков облигаций. Облигационный заем серии 4-03-12755-А размещен 22.11.2010, номинал выпуска составил 8 млрд. руб., срок окончательного погашения – 30.10.2028; облигационный заем серии 4-06-12755-А размещен 28.12.2012, номинал выпуска составил 8,17 млрд. руб., срок окончательного погашения - 08.12.2028; облигационный заем серии 4-07-12755-А размещен 20.11.2012, номинал выпуска составил 1,4 млрд. руб., срок окончательного погашения - 30.10.2029.
Рейтинговым агентством AK&M облигационному займу серии 4-07-12755-А в 2014 г. присвоен рейтинг кредитоспособности «А», 1-й подуровень, с позитивным прогнозом, облигационному займу серии 4-03-12755-А в 2014 г. присвоен рейтинг кредитоспособности «А+» со стабильным прогнозом, а облигационному займу серии 4-06-12755-А в 2014 г. присвоен рейтинг кредитоспособности «А++» со стабильным прогнозом. ru.cbonds.info
2014-12-31 11:17