• 30 января 2015 г. мы пересмотрели прогноз по суверенным рейтингам Азербайджанской Республики со «Стабильного» на «Негативный» и подтвердили долгосрочный суверенный кредитный рейтинг «ВВВ-». • Мы пересматриваем прогноз по рейтингам Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (ГНКАР) со «Стабильного» на «Негативный». • Мы подтверждаем кредитный рейтинг компании на уровне «ВВ+». • Прогноз «Негативный» по рейтингам ГНКАР отражает аналогичный прогноз по суверенным кредитным рейтинг
• 30 января 2015 г. мы пересмотрели прогноз по суверенным рейтингам Азербайджанской Республики со «Стабильного» на «Негативный» и подтвердили долгосрочный суверенный кредитный рейтинг «ВВВ-».
• Мы пересматриваем прогноз по рейтингам Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (ГНКАР) со «Стабильного» на «Негативный».
• Мы подтверждаем кредитный рейтинг компании на уровне «ВВ+».
• Прогноз «Негативный» по рейтингам ГНКАР отражает аналогичный прогноз по суверенным кредитным рейтингам и наше мнение об «очень прочных» связях компании с правительством Азербайджана и «критически важной» роли в экономике страны.
ЛОНДОН (Standard & Poor’s), 6 февраля 2015 г. Служба кредитных рейтингов Standard & Poor’s пересмотрела прогноз по рейтингам Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (ГНКАР) со «Стабильного» на «Негативный». Одновременно мы подтвердили долгосрочный кредитный рейтинг компании на уровне «ВВ+».
Рейтинговые действия в отношении ГНКАР были предприняты после пересмотра прогноза по суверенным рейтингам Азербайджанской Республики и отражают наше мнение о ГНКАР как организации, связанной с государством (ОСГ), что обусловливает высокую вероятность понижения рейтинга компании в случае понижения суверенного рейтинга.
Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики — вертикально интегрированная национальная нефтяная компания, на 100% принадлежащая государству. Рейтинг ГНКАР отражает наше мнение о «чрезвычайно высокой» вероятности предоставления экстренной поддержки этой компании со стороны ее собственника — Правительства Азербайджанской Республики. Мы оцениваем характеристики собственной кредитоспособности (stand-alone credit profile — SACP) ГНКАР на уровне «bb».
В соответствии с нашей методологией присвоения рейтингов ОСГ, мы оцениваем роль ГНКАР в экономике страны как «критически важную». Компания играет ключевую роль в важнейшем стратегическом секторе азербайджанской экономики — нефтегазовом, выступает в качестве крупнейшего работодателя и налогоплательщика, выполняет важную социальную функцию и занимает монопольное положение в сегментах нефтепереработки и нефтехимии. Кроме того, ГНКАР является миноритарным акционером и представителем государства в крупнейших международных проектах по разведке и добыче углеводородов, в частности месторождении Азери-Чираг-Гюнешли (АЧГ; 11,6461%-ная доля).
Мы оцениваем связи ГНКАР с азербайджанским правительством как «очень прочные». Правительство назначает ключевых руководителей и определяет стратегию компании, хотя управление текущей деятельностью осуществляется на уровне самой компании. Мы полагаем, что дефолт ГНКАР имел бы серьезные негативные последствия для репутации правительства и его доступа к финансированию. Правительство традиционно предоставляло компании финансирование в виде вливаний в капитал и кредитов от государственных банков. Например, в июле 2011 г. расходы компании на приобретение дополнительной доли (1,64%) в АЧГ были покрыты за счет долгосрочного займа, взятого под низкий процент у правительства, а в период финансового кризиса 2008-2009 гг. правительство помогало ГНКАР рефинансировать долговые обязательства. Насколько мы понимаем, государственные организации будут обеспечивать любое будущее финансирование со стороны ГНКАР в отношении ЗАО «Южный газовый коридор».
Вместе с тем большинство долговых обязательств ГНКАР, в том числе еврооблигации объемом 500 млн долл., выпущенные в начале 2012 г., и 1 млрд долл., выпущенные в начале 2013 г., не имеют гарантий со стороны правительства. Насколько мы понимаем, по меньшей мере часть новых инвестиций ГНКАР будет финансироваться на уровне самой компании. Это основная причина, по которой мы не приравниваем рейтинги ГНКАР к суверенным рейтингам Азербайджанской Республики.
По нашему мнению, качество активов, в которых контрольный пакет принадлежит ГНКАР, ниже среднего уровня. Поскольку эти месторождения являются зрелыми, мы не ожидаем, что они обеспечат существенный прирост добычи в ближайшие 12-18 месяцев. ГНКАР имеет лишь миноритарные пакеты акций и, следовательно, лишь небольшую долю прибыли от крупнейших и самых рентабельных нефтегазовых проектов страны (АЧГ и Шах-Дениз) и связанных с ними трубопроводов. Оба проекта реализуются на условиях соглашений о разделе продукции и, насколько мы понимаем, основную долю прибыли в настоящее время получает не ГНКАР, а государство. Кроме того, ГНКАР подвержена рискам, связанным с ведением операционной деятельности в Азербайджане, где расположена основная часть активов компании. Повышению рентабельности нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий препятствует довольно низкий коэффициент использования их производственных мощностей.
Позитивное влияние оказывает тот факт, что ГНКАР играет ведущую роль в нефтегазовом секторе Азербайджана; компании принадлежат доли во всех добывающих, перерабатывающих и нефтехимических активах страны. Месторождения АЧГ и Шах-Дениз уже обеспечивают добычу и генерируют денежные средства для ГНКАР, с учетом передачи доли в проекте Шах-Дениз компании ЗАО «Южный газовый коридор». Кроме того, ГНКАР получает от государства значительную текущую поддержку в форме приоритетного доступа к активам, разовых взносов в капитал и финансирования стратегических капиталовложений.
Основным сдерживающим рейтинговым фактором, по нашему мнению, являются масштабные инвестиционные планы ГНКАР и правительства Азербайджана. Для финансирования проекта Шах-Дениз и принятия некоторых инвестиционных рисков, связанных с этим и другими стратегическими проектами, была образована новая компания ЗАО «Южный газовый коридор». Однако для экспорта новой газовой продукции Правительство Азербайджанской Республики планирует построить новый Трансанатолийский газопровод (Trans-Anatolia Gas Pipeline — TANAP), общая проектная стоимость которого оценивается примерно в 10 млрд долл.
Для повышения рентабельности нефтехимического завода Petkim в Турции ГНКАР планирует построить в этой стране новый нефтеперерабатывающий завод общей оценочной стоимостью около 6 млрд долл. Кроме того, правительство планирует перестроить и модернизировать нефтеперерабатывающую и нефтехимическую отрасль Азербайджана. Стоимость этого проекта предварительно оценивается примерно в 7 млрд долл. Несмотря на то, что реализация проекта может обеспечить преимущества, связанные с эффективностью производства и снижением негативного влияния на окружающую среду, мы сомневаемся в том, что внутренняя норма доходности обеспечит окупаемость инвестиций.
Основными позитивными факторами для компании являются ее благоприятные финансовые показатели, которые, как мы в настоящее время прогнозируем, будут соответствовать уровню рейтинга: отношение «денежный поток от операционной деятельности до изменений в оборотном капитале / долг» составит в среднем около 30% или выше в рамках нашего допущения цен на нефть марки Brent на уровне 55 долл./барр. в 2015 г. и 65 долл./ барр. в 2016 г. Наш базовый сценарий предусматривает, что капиталовложения в размере менее 1,5 млрд манатов будут с запасом покрываться денежным потоком от операционной деятельности. Мы предполагаем, что государство предоставит компании поддержку для финансирования ее крупных проектов. Насколько мы понимаем, ГНКАР планирует осуществлять проект модернизации азербайджанской нефтеперерабатывающей отрасли только при условии получения одобрения и финансирования со стороны правительства.
Прогноз «Негативный» по рейтингам ГНКАР отражает аналогичный прогноз по суверенным кредитным рейтингам Азербайджанской Республики.
Мы, скорее всего, понизим рейтинги ГНКАР, учитывая ее статус как организации, связанной с государством, в случае понижения суверенных кредитных рейтингов Азербайджана. Несмотря на то, что мы не ожидаем существенного ухудшения характеристик собственной кредитоспособности компании, мы можем понизить рейтинги ГНКАР в случае значительного увеличения инвестиций в отсутствие поддержки от государства, которая компенсировала бы эти расходы (однако такое развитие событий не предусматривается нашим базовым сценарием).
Мы пересмотрим прогноз по рейтингам ГНКАР на «Стабильный» в случае аналогичного рейтингового действия в отношении Азербайджанской Республики. Мы полагаем, что рейтинги ГНКАР вряд ли будут повышены по какой-либо другой причине в ближайшие год или два года, учитывая наш прогноз относительно цен на нефть. Мы рассмотрим возможность повышения рейтинга ГНКАР в долгосрочной перспективе при условии позитивного рейтингового действия в отношении Азербайджана и улучшения собственных показателей компании, например, в результате вероятного повышения цен на нефть до уровня, соответствующего нашему допущению на долгосрочную перспективу (80 долл./барр.), и сокращения капиталовложений. ru.cbonds.info
2015-2-10 17:57