Исследования показали, что чем более независимы центральные банки от выборных должностных лиц, тем более эффективно идет работа по контролю за инфляцией. Выбор нового президента состоялся как раз вовремя, напомнив о том, что американская исполнительная власть исторически всегда являлась самой большой угрозой для независимости Федрезерва.
С момента основания в 1913 году ФРС дважды переживала посягательство на свою независимость.
Впервые ФРС столкнулась с этим во время Второй мировой войны и после ее окончания, когда ЦБ США сохранял долгосрочные процентные ставки на низкой отметке, позволяя тем самым правительству брать дешевые кредиты. В результате к началу военной кампании в Корее инфляция в стране поднялась до 10%.
Все это привело к тому, что в 1951 году было принято соглашение, в рамках которого Федрезерв и Казначейство договорились о восстановлении независимости регулятора от федерального правительства страны.
Вторая неудача постигла ФРС США в 1960-х и 1970-х гг. Президенты Линдон Джонсон и Ричард Никсон оказывали по большей части скрытое давление на ФРС, которую в то время возглавляли Уильям МакЧесни Мартин и Артур Бернс, для обеспечения монетарного стимулирования, сохранения низкого уровня безработицы и наращивания общественной поддержки для своих администраций.
Все это привело к так называемой Великой инфляции 1960-х и 1970-х годов.
Эскалация войны во Вьетнаме и программа «Великое общество» при Линдоне Джонсоне вызвали рост расходов правительства, что привело к увеличению цен внутри Америки.
Тогда действующему главе ФРС Уильяму Мартину для защиты доллара было необходимо поднять процентную ставку, что он и делал до этого не единожды. Однако Джонсон не поддерживал такую политику финансового института, так как это шло вразрез с его программой «Великого общества». Итогом перегрузки экономики страны стала огромная инфляция.
Глава Федерального резервного банка Миннеаполиса Нараяна Кочерлакота задается вопросом, может ли нечто подобное случиться в наши дни. Предположим, в 2018 году Трамп примет решение назначить нового председателя и заместителя председателя Федрезерва, чтобы заменить Йеллен и Фишера. Если он посадит двух своих людей на два пустующих кресла членов ФРС, то его люди займут четыре из семи мест в Совете управляющих ЦБ.
Предположим, Трамп решит, что назначенные им люди должны быть лояльны к проводимой им политике, ориентированной на рост. Новый президент может оказывать личное давление на главу регулятора и использовать для этого общественность, чтобы гарантировать поддержку планов своей администрации со стороны монетарной политики, даже если она вызовет высокую инфляцию.
Некоторые считают, что Трамп может назначить и председателя ФРС, который будет разделять его взгляды. Такое уже случалось, когда Франклин Рузвельт занимал президентское кресло, а глава ФРС Марринер Эклс был твердо убежден в необходимости соответствия между монетарной политикой регулятора и экономической политикой правительства.
Суть в том, что ни в одном законе США нет такого положения, которое не позволяло бы Трампу посягать на независимость ФРС. После 1979 года президенты Америки обходились без такой практики, однако сейчас никто не знает, проявит ли Трамп сдержанность.
. mt5.com2016-11-16 11:40