По итогам 2016 года убытки Uber составили $3 млрд. Однако стартап уже привлек $11 млрд. Почему же инвесторы готовы вкладывать деньги в столь убыточный бизнес? В декабре прошлого года Bloomberg опубликовало отчет, согласно которому за первые девять месяцев 2016 года сервис потерял более 2,2 млрд долларов.
Если компания продолжит тратить деньги в том же темпе, их хватит всего на несколько лет.
По следам Amazon
Uber основан в 2009 году и с тех пор терпит убытки ежегодно. Однако некоторые аналитики заметили, что результаты Uber за первые восемь лет работы сильно похожи на показатели Amazon на рассвете своей деятельности.
Amazon работает с 1994 года, и до 2000 года его ежегодные убытки только росли. Скептики не верили в успех компании, но инвесторы понимали, что Джефф Безос работает по иной бизнес-модели, чем традиционная книжная розница. У компании не было торговых площадей и продавцов, были только сайт и склады, поэтому расходы на продажу одной книги всегда были ниже, чем у конкурентов. Таким образом, затраты компании на ПО и склады, заложенные в каждую проданную книгу, падали по мере роста бизнеса.
Некоторые считают, что Uber придерживается той же стратегии. Основной бизнес компании не так уж и убыточен, просто она вкладывает большие средства в расширение географии и новые разработки. В долгосрочной перспективе эти траты могут обернуться большим успехом.
Критики не верят в Uber
По мнению транспортного аналитика Хуберта Хорана, у Uber, в отличие от Amazon, нет ценового преимущества перед конкурентами. Amazon экономила на розничных магазинах и продавцах. А на чем экономит Uber? Поездка все еще требует автомобиля, водителя и бензина.
К клиентам быстро и дешево приезжают дорогие машины, что объясняется субсидированием поездок за счет средств инвесторов. Хоран считает, что на самом деле Uber не дешевле других такси – просто каждая его поездка убыточна.
Однако инвесторы Uber – умные люди. Вряд ли Трэвис Каланик смог бы убедить инвесторов дать ему 11 млрд долларов, если бы у него не было веских аргументов.
За время своего существования сервис Uber привлек более $11 млрд
Uber делает ставку на сетевой эффект
На самом деле есть несколько преимуществ модели Uber по сравнению с обычными службами такси.
Во-первых, вызов с помощью приложения, которое также дает пользователям реальную оценку времени прибытия машины. Клиент может отслеживать ее местоположение онлайн.
Во-вторых, период ожидания Uber-машин сокращается по мере увеличения их числа. А с ростом количества клиентов водителям приходится меньше ездить пустыми до следующего пассажира.
В-третьих, Uber определяет ближайшую машину к конкретному клиенту.
Такой сетевой эффект может сделать Uber ключевым игроком на рынке перевозок. Если другая компания займет доминирующее положение в определенном городе, сетевой эффект будет работать против стартапа, именно поэтому Uber предоставляет щедрые бонусы водителям и пассажирам.
Uber делает ставку на низкие цены, которые возможны благодаря сетевому эффекту, то есть перевозчик может получать прибыль, не увеличивая тарифы.
Uber готовится к беспилотным автомобилям
В ближайшие десять лет беспилотные автомобили произведут глобальную революцию в мире. Инновации Uber сделали сервис лидером среди таксомоторных компаний. Представьте, что будет, если на рынок придет технология беспилотных автомобилей.
Как известно, 50% платы за поездку в такси идет на вознаграждение водителю, поэтому компания, автопарк которой будет состоять из самоуправляемых такси, сможет снизить цены на перевозки в два раза и при этом получать хорошую прибыль.
Вероятно, большинство таких машин будут предоставляться по запросу, а значит, владение самым популярным приложением для вызова автомобилей будет огромным стратегическим преимуществом на новом рынке.
Если это истинная цель Uber, то рентабельность настоящего бизнеса не имеет никакого значения. Даже если компания никогда не получит прибыль с текущими тарифами и водителями-людьми, Uber сможет извлечь выгоду из самоуправляемых машин в будущем.
Uber тестирует свою систему автопилота
. mt5.com2017-1-12 18:54