Совсем недавно страны ревностно относились к своим кредитным рейтингам. Еще в 2010 году Джордж Осборн, ставший впоследствии министром финансов Великобритании, указывал на важность снижения уровня дефицита бюджета для сохранения наивысшего рейтинга страны («ААА»).
При этом, несмотря на сокращение расходов и наращивание налогов, рейтинг Британии в 2013 году был сокращен. На сегодняшний день только 11 стран имеют рейтинг «ААА», тогда как в 2009 году их было 16, сообщает рейтинговое агентство Fitch.
По стоимости только 40% мирового суверенного долга имеет самый высокий рейтинг, а в 2007 году было 48%.
Еще более резкое сокращение рейтингов было отмечено на рынке корпоративных долговых обязательств. В 1992 году 99 компаний США имели рейтинг «ААА», сегодня – только две. Такая тенденция обуславливается возможностью налогового вычета процентов: с точки зрения налоговой эффективности логично наращивать долг и сокращать баланс собственного капитала.
На суверенном уровне ухудшение ситуации произошло на фоне мирового финансового кризиса, который отрицательно сказался на росте экономики и налоговых поступлениях.
Зная о рекордно низком уровне доходности облигаций и учитывая готовность мировых ЦБ покупать госбонды, можно сделать вывод, что страны, по сути, не наказываются за их большие долги.
В 2001 году Япония стала первой страной, потерявшей рейтинг «ААА», когда ее коэффициент долг/ВВП резко поднялся. Однако это не удержало инвесторов от покупок японских облигаций, особенно когда страна ушла в дефляцию. Несмотря на сокращение цен, крайне низкая номинальная доходность все еще остается положительной в реальном выражении.
Даже если инвесторы не проявляют никакого интереса, ЦБ Японии готов покупать бумаги: целевой ориентир финансового института по доходности десятилетних облигаций страны – ноль процентов, а текущие 0,08% не так далеки от этого уровня.
Похожая ситуация складывалась в США. Страна потеряла рейтинг «ААА» в 2011 году. Спустя пять лет доходность 10-летних трежерис сократилась до рекордно низкой отметки в 1,36%.
Похоже, что индикаторы облигаций, которые в 1990-х гг. так пугали политиков, больше не представляются опасными. Преодоление дефицита уже не является таким важным вопросом. Это касается не только центральных регуляторов. Коммерческие банки, пенсионные фонды и страховые компании также должны иметь гособлигации для ликвидности или по нормативным причинам и по большому счету их не волнует фактический уровень доходности.
С точки зрения вероятного дефолта разница между самыми высокими кредитными рейтингами достаточно мала. Исследование рейтингов с 1975 года, проведенное в 2014 году, показало, что 97% суверенных облигаций с рейтингом «ААА» и 86% бумаг с рейтингом «АА» через 10 лет все еще оставались в двух высших группах.
Когда рынки не наказывают страны за наличие дефицита, правительства не хотят злить избирателей ограничением заимствований и политикой жесткой экономии. Конечно, есть исключения, однако это касается тех стран, которые не имеют возможности заимствовать в собственной валюте. В валютном блоке самым ярким примером является Греция, которая до настоящего момента так и не решила вопрос со своими долгами.
Однако даже членам еврозоны удается уйти от наказаний, которые должны вводиться в рамках утвержденного в 1992 году Маастрихского договора. Коэффициент долг/ВВП в ФРГ больше 70%, что на 10 п. п. выше целевой отметки. Доходность 10-летних облигаций страны составляет только 0,37%.
Растущий популизм означает, что правительства будут еще меньше внимания обращать на негативную реакцию долгового рынка. Дональд Трамп одновременно обещает снижение налогов, рост инфраструктурных расходов и сохранение выплат по всем социально значимым программам.
Эти планы должны получить одобрение Конгресса, однако лоббистская группа, ответственная за федеральный бюджет, подсчитала, что при их реализации долг страны вырастет до 105% ВВП к 2027 году.
Британия отказалась от своей идеи ликвидировать дефицит в течение трех лет, хотя изначально Осборн планировал это сделать к 2015 году. Сталкиваясь с такими угрозами, как Марин Ле Пен во Франции и Герт Вилдерс в Голландии, правительства Европы не проявляют решительности в отношении повышения налогов или сокращения соцпрограмм.
С точки зрения макроэкономики это правильно. Главное для богатых стран – достойный темп роста, а не жесткая экономия. Однако если рост не ускорится значительно, контуры ближайшего кризиса сделаются более ясными.
Сегодняшний уровень долга является приемлемым при текущих показателях доходности. Но если доходность поднимется на два или три процентных пункта, ситуацию ждет резкое изменение, особенно на фоне возросших госрасходов на пенсии и здравоохранение. В этот момент инвесторы в облигации могут прийти в себя и жестоко наказать эмитентов.
. mt5.com2017-2-23 17:52