Джон Фредриксен, бизнесмен родом из Норвегии, начал как судовладелец, а в результате сколотил состояние на всем, что может подарить море – от рыбы до шельфовой нефти. Согласно подсчетам издания Bloomberg, летом 2015 года производитель морепродуктов Marine Harvest стал самым дорогим активом в портфеле норвежца.
До этого на протяжении долгих лет самым ценным вложением Фредриксена была доля в буровой компании Seadrill, основателем и председателем совета директоров которой является сам бизнесмен. Через цепочку холдингов Фредриксен владеет приблизительно равными долями в Marine Harvest и Seadrill – 23% и 26% соответственно. Теперь стоимость этих активов отличается в девять раз: 1,7 млрд долларов и 193 млн долларов.
Норвежцу принадлежат пять инвестиционных фондов, управляющих долями в 16 компаниях, которые, помимо рыбного промысла и бурения на шельфе, занимаются судоходством, логистикой нефтедобычи и другими нефтесервисными услугами. Так как основную деятельность Фредриксен ведет в нефтеотрасли, со снижением цен на нефть летом позапрошлого года размер его состояния сократился почти в два раза. В июле 2014 года Bloomberg оценивало его в 17,1 млрд долларов.
По данным Forbes, капитал бизнесмена на конец февраля составляет 8,7 млрд долларов.
Накануне, 25 февраля, на следующий день после публикации Bloomberg, компания Seadrill отчиталась за прошедший год. Несмотря на сложную обстановку в мире, ей удалось снизить свой затраты на 832 млн долларов и существенно превысить прогноз по чистой прибыли – 285 млн против ожидавшихся 238 млн. Акции компании в ходе торгов на бирже Осло выросли на 8%, до 1,75 доллара. Однако с 2014 года бумаги Seadrill подешевели на 93%.
Начало карьеры Фредриксена совпало с нефтяным бумом в Норвегии. Залежи нефти и газа были обнаружены на принадлежащем стране шельфе в Северном море в начале 1960-х годов. На протяжении нескольких лет частные транснациональные корпорации, получив от правительства лицензии, проводили разведку, после чего с 1966 года началось бурение скважин.
Только спустя три года компании открыли первое крупное месторождение – нефтегазоносный район Экофиск. К началу 1980-х годов объем добычи на этом участке превысил 400 тыс. баррелей в день, на сегодняшний день этот показатель упал до 130 тыс. баррелей.
За прошедшие годы добыча нефти и газа стала основой энергетики Норвегии. По данным Международного энергетического агентства (МЭА) к 2014 году 44% вырабатываемой страной энергии приходилось на нефть, 15% – на газ.
Нефтяной кризис нанес Норвегии серьезный ущерб. За это время норвежская крона просела на треть в паре с долларом. Девальвация кроны не помогла избежать обвала нефтяной выручки даже в нацвалюте. В прошлом году стоимость экспорта нефти составила 450 млрд против 551 млрд крон в 2014 году.
В Сингапуре Фредриксен познакомился с рисковыми деловыми решениями, которые, скорее всего, не пришли бы ему в голову, останься он в Норвегии. К примеру, бизнесмен арендовал старые сухогрузы, фрахт которых обходился намного дешевле. Первый такой проект провалился.
К морским перевозкам нефти Фредриксен вернулся спустя несколько лет. В начале 1970-х годов он работал в Бейруте, организовывая через свою компанию Northern Shipping поставки арабской нефти через Ливан в Европу. С началом войны Судного дня ОПЕК объявила эмбарго на продажу нефти странам, которые поддерживают Израиль. Со снижением предложения мировые цены на черное золото выросли, поставщикам стало невыгодно использовать крупнотоннажные танкеры. Многие перевозчики просто обанкротились.
А Фредриксен, напротив, увидел в развивающемся энергетическом кризисе новые возможности. Используя свои знания в отрасли, связи в арабском мире и накопленные средства, он брал неиспользуемые танкеры в долгосрочную аренду, впоследствии выкупая их. На некоторое время цены на нефть стабилизировались, что позволило бизнесмену создать собственный флот. Сокращение добычи в Иране в 1979 году вызвало очередной скачок цен. На нем Фредриксену удалось заработать, по оценкам Bloomberg, 40 млн долларов.
Спустя еще несколько лет он воспользовался Ирано-иракской войной. Прямые поставки нефти по трубопроводу из Ирана в Сирию стали невозможными, и компания Фредриксена предложила стране свои услуги по транспортировке черного золота танкерами. С этого момента бизнесмен предпочитает работать в политически нестабильной обстановке.
. mt5.com2016-2-26 17:36