На минувшей неделе ЕК обнародовала «Аналитический доклад об углублении экономического и монетарного союза» с рекомендациями по достижению комплексного соглашения, который бы устроил все страны региона.
Но, как считают наблюдатели, в документе нет некоторых ключевых моментов.
Среди положительных моментов можно отметить четкий график создания (не позже 2019 года) банковского союза, единой системы страхования вкладов и депозитов, а также единого фонда урегулирования. Все это имеет большое значение, поскольку не даст возможности банкам создавать угрозу существования странам, в которых они работают.
Однако для того чтобы уйти от «дьявольской петли» между финансовыми институтами и странами, необходимо убрать другое звено – от состояния неплатежеспособности до банкротства банка. На сегодняшний день в кредитных портфелях финансовых организаций больше суверенных долгов стран, где они базируются, чем до кризиса.
Крайне важно, чтобы банки имели диверсифицированный портфель, который не привел к внезапному ухудшению ситуации из-за неплатежеспособности государств.
Для того чтобы достигнуть этой цели, ЕК предлагает создать новый безопасный актив: SBS (sovereign-bond-backed securities). По мнению Брюсселя, этот актив вместе с измененным механизмом регулирования суверенных облигаций способен сократить уязвимость финансовой системы. Британское издание The Economist пишет о том, что без конкретики в этой структуре сложно реализовать данную инициативу.
В 2011 году группа экономистов во главе с Маркусом Бруннермайером предложила двухуровневый формат SBS. Тогда они получили название «европейские безопасные облигации» (ESB).
Европейское долговое агентство имело бы возможность покупать суверенные облигации евроблока и выпускать два вида ценных бумаг.
Прежде всего это были бы европейские безопасные облигации с преимущественным требованием на платежи по облигациям в портфеле. Этот способ был бы безопасным, посчитали экономисты, даже если бы Греция, Португалия и Ирландия объявили дефолт или долги Италии и Испании были сокращены.
Также агентство выпустило бы поддержанный портфелем суверенных облигаций транш третьей очереди. Однако это была бы рисковая ценная бумага, поскольку она брала на себя первоначальные убытки.
Такая двухуровневая система способна сделать европейскую финансовую систему более безопасной, так как банки держали бы ESB, а не долговые обязательства собственного правительства. Она бы могла погасить панику и гарантировать выгоду всем странам валютного союза, а не только ФРГ, при бегстве в безопасную зону.
В предложенном ЕК пакете не хватает шагов по преодолению политических и экономических недостатков фискальной политики и подписанного 20 лет назад «Пакта стабильности и роста» (SGP). Эти недостатки являются причинами очевидной слабости европейского проекта с 2011 года.
Долг растет, а общая бюджетно-налоговая политика остается проциклической. В последнее время SGP становится все менее актуальным: Испания и Португалия за игнорирование пакта получили штраф в размере 0 евро.
Для того чтобы уйти от этого недостатка, ЕК предлагает упростить правила SGP к 2020 году. Но эксперты считают, что вместо упрощения Брюсселю необходимо полностью отказаться от SGP. С точки зрения экономики правильнее дать возможность странам-участницам проводить отличающуюся, антициклическую бюджетно-налоговую политику.
Для ухода от SGP есть и политическая необходимость – документ обязывает ЕК вмешиваться в главный элемент работы демократического парламента: утверждение национального бюджета. В итоге Европейская комиссия и частично Европа теряют популярность на Юге и на Севере.
Если обратиться к тому, что в европейском бюджете отсутствует стабилизационный элемент или элемент по совместной ответственности за риски, то ЕК неуверенно предлагает подготовить и запустить Центральный стабилизационный механизм с 2020 по 2025 гг. и две идеи: план по защите инвестиций и фонд по перестрахованию безработицы, который бы мог поддержать систему страхования по безработице в странах евроблока.
В качестве вывода можно сказать, что предложения ЕК амбициозны и своевременны для банков и финансов континента, однако они в то же время не дают европейским жителям Европу, которую они могли бы любить.
У Евросоюза появился уникальный шанс навести порядок. Если шанс будет упущен, то будет очень сложно избежать укрепления популизма в главных странах Европы. Что будет, если это случится, – страшно представить.
. mt5.com2017-6-6 16:11