Судебные разбирательства о том, кто в действительности изобрел технологии стелс, вспыхнули в Америке с новой силой. С военным ведомством спорит местная фирма Zoltek, которая является производителем углеродного волокна.
Согласно мнению ее представителей, не заметные для радаров истребители F-22 и бомбардировщики B-2, стоящие на вооружении Штатов, появились благодаря ее разработкам. Между тем заслуженного вознаграждения компания так и не дождалась. Что касается перспектив возобновившихся споров, то они довольно туманны, поскольку власти, вероятно, не станут предоставлять необходимые сведения по этому делу из-за секретности, отмечает Bloоmberg.
Zoltek предъявила права на технологию по созданию углеродного волокна, которое сокращает заметность самолетов для радаров, еще в 1984 году. Патент был оформлен через четыре года, когда стратегический бомбардировщик B-2, созданный Nothrop Grumman, был продемонстрирован широкой публике впервые.
Венгерец Жолт Руми (Zsolt Rumy), основатель Zoltek, наставивает на том, что технология его компании стала настоящим прорывом. Он говорит, что это признали и создатели бомбардировщика. В своем письме инженер Nothrop Grumman Джордж Роджерс называл эти разработки уникальными. Этот документ позже упоминался в суде. По словам Руми, разработчики B2 выплатили его фирме несколько тысяч долларов за экспериментальные образцы.
Zoltek попыталась восстановить справедливость в 1996 году. Судебные споры длились годы, но докопаться до сути так и не удалось, а в позапрошлом году суд признал патент недействительным. Компания оспорила это решение в апелляционной инстанции, и судебные тяжбы будут иметь продолжение.
На данный момент сложно сказать наверняка, что истцу удастся противостоять тактике Пентагона. Члены военной структуры используют свое право не предавать огласке секретные сведения. Здесь, в частности, говорится о проверке утверждения Zoltek, что ее технология была использована при создании материала Tyranno fiber, применяемого в конструкции F-22 компании Lockheed.
Это право за властями США в 1959 году признал и местный Верховный суд. Тогда с иском против правительства обратились родные погибших при крушении бомбардировщика B-29, который разбился в 1948 году в штате Джорджия. Истцы намеревались увидеть отчеты о катастрофе, но военные отказались предоставлять подобную информацию, так как при этом они бы нарушили интересы безопасности. Позиция властей была полностью поддержана Верховным судом.
Министр ВВС США Майкл Данли заявил в 2013 году, что в подобных спорах существовал риск раскрытия данных о технологии стелс, используемой в военной авиации. Информацию в своих интересах могли бы применить другие государства: к примеру, выпустить аналогичные самолеты для своих армий. «Для нас это один из самых важных секретов», - обозначил Данли.
В результате прения в суде проходили на протяжении 20 лет. За этот срок в Америке два раза поменялись президенты, а Zoltek стала подконтрольной японской Toray Industries, купившей ее за $0,5 млрд. Юрист из Чикаго Дин Монко, который защищает интересы истца, не берется говорить, сколько времени еще продлится разбирательство.
. mt5.com2016-2-22 14:00