В пятницу министры финансов Европейского союза начнут обсуждение того, как изменить свои бюджетные правила, чтобы справиться с огромным ростом государственного долга во время пандемии коронавируса, и как стимулировать расходы, необходимые для сдерживания изменения климата.
Возможные варианты включают освобождение «зеленых» инвестиций от расчетов лимитов дефицита и долга и временное забвение существующих правил, согласно которым долг должен сокращаться каждый год, говорится в документах, подготовленных для переговоров министров.
“Задача в ближайшие годы будет заключаться в консолидации дефицита при одновременном увеличении зеленых инвестиций для достижения амбициозных целей ЕС по сокращению выбросов или любых других инвестиций”, - говорится в записке, подготовленной Словенией.
Словения в настоящее время председательствует в ЕС по очереди шесть месяцев и будет председательствовать на переговорах.
Анализ, проведенный министрами аналитического центра Брейгеля, показал, что дополнительные государственные инвестиции для достижения климатических целей ЕС должны составить 0,5–1,0% ВВП ежегодно в течение этого десятилетия, а это может потребовать гибкости в правилах.
Бюджетные правила ЕС, созданные в 1997 году и с тех пор меняющиеся трижды, устанавливают ограничения на государственные займы для защиты стоимости евро. Они требуют, чтобы страны ЕС сократили долг ниже 60% ВВП и годовой дефицит до менее 3% ВВП, в противном случае им грозят штрафы.
Правила были приостановлены в 2020 году, чтобы дать правительствам больше возможностей для борьбы с пандемией коронавируса, но должны быть восстановлены в 2023 году. Изменения могут быть внесены до этого, чтобы они лучше соответствовали новым вызовам, с которыми сталкивается Европа.
Некоторые официальные лица утверждают, что правила отражают прошлые реалии, когда долг был относительно низким, а процентные ставки были относительно высокими, в отличие от высокого долга и очень низкой или даже отрицательной стоимости заимствования сейчас, что делает высокий долг более устойчивым.
Еще один недостаток заключается в том, что правила не предусматривают особого режима для государственных инвестиций в то время, когда 27 стран, входящих в ЕС, приступают к крупнейшим экономическим преобразованиям, чтобы достичь нулевых чистых выбросов CO2 к 2050 году.
По словам некоторых официальных лиц ЕС, сокращение дефицита и долга до пределов ЕС, составляющих 3% и 60% соответственно, станет серьезной проблемой и может помешать восстановлению экономики.
По данным Комиссии, 19 стран, которые используют евро, будут иметь дефицит бюджета в размере 8,0% ВВП в этом году по сравнению с 7,2% в прошлом году, а их государственный долг должен достичь 102,4% ВВП. Однако задолженность и дефицит отдельных стран ЕС сильно различаются.
По словам Брейгеля, фонд восстановления ЕС в размере 800 миллиардов евро, который будет предоставлять денежные средства для всех 27 членов блока до 2026 года для зеленых инвестиций, цифровизации, исследований и разработок, поможет компенсировать любую запланированную фискальную консолидацию.
Но для того, чтобы «зеленая» трансформация стала реальностью, бюджетные правила ЕС также должны применяться с максимальной гибкостью, говорится в сообщении. Брейгель рекомендовал ЕС забыть о своем правиле, согласно которому каждая страна должна ежегодно сокращать государственный долг на 1/20 от превышения, превышающего 60% ВВП, потому что с таким высоким долгом это нереально.
Дискуссии о том, как изменить правила, чтобы они лучше соответствовали меняющимся экономическим реалиям, вероятно, будут жесткими и продлятся до 2022 года, поскольку доверие между странами более бережливого севера ЕС и тем, что они воспринимают как более расточительный юг, очень низкое после суверенный долговой кризис 2010-2015 гг.
Информационно-аналитический отдел TeleTrade со ссылкой на Reuters
. teletrade.ru2021-9-8 16:23