Индекс потребительской уверенности по итогам последнего опроса не изменился по сравнению с III кварталом 2015 года, оставшись на минимальной отметке минус 24% (такой же показатель наблюдался в IV квартале 2014 года). Россияне стали менее активно следить за изменениями макроэкономической ситуации, новостями и прочими событиями, и поэтому практически никак не отреагировали на ускорившиеся в прошедшем квартале ослабление рубля и падение цен на нефть. Основные выводы по итогам опроса потребителей
Индекс потребительской уверенности по итогам последнего опроса не изменился по сравнению с III кварталом 2015 года, оставшись на минимальной отметке минус 24% (такой же показатель наблюдался в IV квартале 2014 года). Россияне стали менее активно следить за изменениями макроэкономической ситуации, новостями и прочими событиями, и поэтому практически никак не отреагировали на ускорившиеся в прошедшем квартале ослабление рубля и падение цен на нефть.
Основные выводы по итогам опроса потребителей следующие:
Уровень безработицы снизился до 11,0% по сравнению с 11,7% в предыдущем квартале. Доля респондентов, опасающихся увольнения, чуть снизилась (до 36%), но по-прежнему близка к историческому максимуму. 52% опрошенных сообщили о снижении числа занятых, так как работодатели либо увольняют сотрудников, либо не нанимают никого на замену ушедшим работникам. В результате индекс чистого найма обновил исторический минимум, упав до минус 48% с минус 43% в III квартале 2015 года. Естественно, безработица стала вторым по значимости источником беспокойства: на нее указало 56% опрошенных (на первом месте – инфляция).
Впрочем, ожидания в части личного благосостояния ухудшились – соответствующий индекс приблизился к минимуму, наблюдавшемуся в IV квартале 2014 года. Вероятно, это обусловлено по-прежнему высокой инфляцией и усилившимися опасениями насчет безработицы. Доля Ивановых, считающих экономику страны нестабильной, осталась прежней (85%). В целом результаты исследования говорят о том, что Ивановы не ожидают быстрого и беспроблемного улучшения и поэтому воспринимают текущую ситуацию индифферентно, и явных изменений в их поведении не наблюдается.
•
В 2015 году 78% Ивановых не дождались повышения зарплаты; впрочем, 34% заявили, что так и было запланировано. В 2016 году индексации не ожидают 58% опрошенных, а оставшиеся 42% рассчитывают на повышение зарплаты в среднем на 6,7%. Таким образом, среднее ожидаемое повышение зарплаты по всей выборке составило бы лишь 2,9%.
Индекс, оценивающий условия для совершения крупных приобретений, остался на минимальной отметке минус 34%, что неудивительно на фоне дальнейшего ослабления рубля и ухудшения перспектив в части расходов на предметы не первой необходимости. Более того, база сравнения в IV квартале 2014 года была исключительно высокой, так как потребители в тот момент поспешно скупали товары длительного пользования, пытаясь защитить рублевые накопления от ожидаемой инфляции. Таким образом, статистика продаж промышленных товаров в IV квартале 2014 года едва ли будет хорошей.
Доля Ивановых, не имеющих сбережений, сократилась с 39% в III квартале 2015 года до 36%, а доля месячного заработка, отложенная в качестве сбережений, впервые в 2015 году выросла – до 8,3% против 7,3% в предыдущем квартале. При этом доля расходов на продукты питания в бюджете Ивановых снизилась с 38% до 37%. Это позволяет предположить, что Ивановы в большинстве своем адаптировались к новой макроэкономической ситуации и соответственно скорректировали свои расходы: возможно, качество потребительской корзины по-прежнему низкое, но им по-прежнему удается делать сбережения.
Доля Ивановых, перешедших на потребление менее дорогих товаров, продолжила расти, хотя и медленнее, чем в III квартале 2015 года, и составила 70% (69% – по итогам предыдущего обзора). Респонденты по-прежнему пристально следят за специальными предложениями: доля Ивановых, стремящихся сэкономить, приобретая продукты питания со скидкой чаще и в больших объемах, увеличилось с 50% во II квартале 2015 года до 59% в IV квартале 2014 года. По-прежнему растет и доля покупателей, посещающих магазины лишь для покупки товаров со скидками. (40% во II квартале 2015 года, 44% в III квартале 2015 года и 44% в IV квартале 2014 года).
Среднее количество торговых сетей, в которых Ивановы совершают покупки, в I полугодии 2015 года достигло максимума (в среднем 2,9), а в III квартале 2015 года снизилось до 2,4 и в IV квартале 2014 года составило 2,5, что близко к среднему показателю 2014 года в 2,3. В результате число посещений магазинов во II полугодии 2015 года нормализовалось до 1,3 в неделю (в I полугодии 2015 года оно упало до 1,1). Это в целом следует расценивать как хороший знак, но мы считаем, что частоту посещений нивелирует сокращение среднего чека, так как потребители по-прежнему ищут более низкие цены.
93% Ивановых решили встретить новогодние праздники дома, еще 5% намеревались отправиться в поездку по России. Таким образом, доля Ивановых, оставшихся на новогодние каникулы в России, увеличилась на 2 п. п. по сравнению с предыдущим годом. «Бюджет» новогоднего праздника сократился на 1,4% относительно уровня годичной давности (с 7 077 руб. до 6 978 руб., в основном это расходы на продукты питания). Заметного желания накапливать запасы продуктов в декабре 2015 года (по сравнению с декабрем 2014 года) не наблюдалось – о таком намерении заявили 12% опрошенных против 20% годом ранее. В силу этого мы склонны считать, что объемы продаж в освещаемых нами розничных сетях в декабре едва ли были впечатляющими. Динамика продаж в январе, видимо, будет менее пессимистичной, так как снижение числа выезжающих за рубеж могло увеличить розничные продажи в январе приблизительно на 0,7%. ru.cbonds.info
2016-1-13 15:14