Fitch Ratings присвоило Ямало-Ненецкому автономному округу Российской Федерации («ЯНАО») долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») в иностранной и национальной валюте на уровне «BBB-» и краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «F3». Кроме того, агентство присвоило региону национальный долгосрочный рейтинг «AAA(rus)». Прогноз по долгосрочным РДЭ и национальному долгосрочному рейтингу – «Стабильный». Рейтинги ЯНАО сдерживаются рейтингами Российской Федерации («BBB-»/прогноз «Стабильный»). Рейт
Fitch Ratings присвоило Ямало-Ненецкому автономному округу Российской Федерации («ЯНАО») долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») в иностранной и национальной валюте на уровне «BBB-» и краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «F3». Кроме того, агентство присвоило региону национальный долгосрочный рейтинг «AAA(rus)». Прогноз по долгосрочным РДЭ и национальному долгосрочному рейтингу – «Стабильный».
Рейтинги ЯНАО сдерживаются рейтингами Российской Федерации («BBB-»/прогноз «Стабильный»). Рейтинги отражают низкий долг региона, хорошие бюджетные показатели и значительные остатки денежных средств на счетах. Рейтинги также принимают во внимание концентрированную экономику округа, значительные потребности в капитальных расходах и слабую институциональную среду для российских субнациональных образований.
КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ
Проведенное рейтинговое действие отражает следующие основные факторы и их относительный вес.
Высокий вес:
Низкий уровень долга
Fitch прогнозирует, что прямой риск ЯНАО (прямой долг плюс прочая задолженность по классификации агентства) останется на уровне менее 30% от текущих доходов в среднесрочной перспективе. Этому будут способствовать хорошие и улучшающиеся операционные показатели региона с низким дефицитом и высоким запасом ликвидности, что ограничит потребности округа в заимствованиях. Прямой риск ЯНАО в среднем составлял 26% от текущих доходов в 2013-2015 гг., достиг 29,8 млрд. руб. в конце 2015 г. и на 50% покрывался значительными остатками на счетах в размере 15,4 млрд. руб.
По оценкам Fitch, показатель обеспеченности прямого риска ЯНАО останется на хорошем уровне около двух лет в 2016-2018 гг. (2015 г.: 2,1 года), что близко к средневзвешенному сроку погашения долга округа (1,9 года на 1 сентября 2016 г.), указывая на структурную финансовую устойчивость. Агентство прогнозирует дальнейшее удлинение профиля погашения долга округа, так как регион планирует эмиссию долгосрочных облигаций на 20 млрд. руб. в 2016 г., что мы расцениваем как положительный рейтинговый фактор.
Несмотря на концентрированный профиль погашения долга, ЯНАО имеет управляемые риски рефинансирования за счет низкого уровня долга и хорошей ликвидности. На 1 сентября 2016 г. задолженность к погашению в 2016-2017 гг. в сумме составила 18 млрд. руб. банковских кредитов (70% совокупного прямого риска), которые регион планирует рефинансировать за счет облигаций. Денежная ликвидность находилась на сильном уровне 16,4 млрд. руб. на 1 сентября 2016 г. Кроме того, у ЯНАО есть доступ к невыбранным безотзывным банковским кредитным линиям на 9 млрд. руб. и краткосрочным кредитным линиям от Казначейства РФ на 4 млрд. руб.
Хорошие показатели исполнения бюджета
Fitch прогнозирует, что ЯНАО улучшит свою операционную маржу в сторону сильного показателя 19% (2015 г.: 14,8%) в среднесрочной перспективе ввиду более высоких налоговых поступлений от экспортоориентированного газового сектора, который является доминирующим налогоплательщиком в регионе. Ожидается, что благоприятное влияние на сектор окажут восстановление цен на газ и наращивание добычи на новых газовых проектах.
Позитивным фактором для округа также является преобладание доли налога на имущество в его доходах (2015 г.: 43,6%), так как этот вид налоговых поступлений является более предсказуемым и стабильно растущим в сравнении с другими источниками налоговых доходов. По нашим оценкам, ЯНАО будет иметь умеренный дефицит бюджета на уровне 5% от всех доходов в 2016 г.
Средний вес:
Слабая институциональная среда
По мнению Fitch, институциональная среда субнациональных образований в России является сдерживающим фактором для рейтингов округа. Эта среда имеет более короткую историю стабильного развития, чем у многих сопоставимых международных эмитентов. Частое перераспределение доходных и расходных полномочий между бюджетами различных уровней сказывается на прогнозируемости бюджетной политики российских местных и региональных органов власти.
Сильная, но концентрированная экономика
ЯНАО является одной из ведущих газодобывающих провинций в мире и имеет сильный, но существенно концентрированный экономический профиль. В 2015 г. на долю округа приходилось около 80% добычи газа в России, или 15% от общемировой добычи. 10 ведущих налогоплательщиков – главным образом компании, связанные с Газпромом, обеспечивали 57% налоговых поступлений в 2015 г.
Сектора экономики, не связанные с энергетикой и инфраструктурой, являются небольшими и в основном представляют собой такие традиционные виды деятельности, как рыболовство и оленеводство. Концентрация базы налогообложения в газовом секторе подвергает доходы округа волатильности, связанной с колебаниями цен на сырьевые товары и валютного курса, а также изменениями в национальном режиме налогообложения.
Сильная экономика ЯНАО при относительно небольшой численности населения обеспечивает сильные показатели благосостояния. В 2014 г. валовый региональный продукт («ВРП») на душу населения в ЯНАО превысил медианный уровень по стране в 10 раз, а средняя заработная плата составила 280% от медианы. В 2015 г. рост ВРП относительно предыдущего года составил 2%, что было лучше, чем сокращение ВВП России на 3,7%. Согласно прогнозам правительства, рост ВРП округа ускорится до 4-6% в 2017-2019 гг. по мере ввода в эксплуатацию новых проектов по сжижению газа и газопроводов.
Рейтинги также учитывают следующие факторы:
Высокие инфраструктурные потребности
Ввиду суровых погодных условий и слаборазвитых территорий, правительство округа нацелено на инвестиции в реализацию проектов социальной инфраструктуры и обновление жилого фонда. Инвестиции ЯНАО были существенно больше, чем в других российских регионах. Так, капитальные расходы достигли пика в 2011-2014 гг., составив в среднем 35% от всех расходов, после чего снизились до 14% в 2015 г. Fitch ожидает восстановления доли капитальных расходов до 20% к концу 2018 г.
Округ не получает каких-либо существенных капитальных трансфертов из федерального бюджета. Для покрытия капитальных расходов ЯНАО главным образом полагается на свой операционный баланс и целевые безвозмездные поступления от нефтегазовых компаний.
Также ЯНАО использует гарантии в целях ускорения обновления жилого фонда, поскольку многие дома в округе относятся к советскому периоду раннего освоения региона и не пригодны для комфортной жизни в местном климате. Гарантии выросли до 7,4 млрд. руб. в середине 2016 г. по сравнению с 3,4 млрд. руб. на конец 2014 г., поскольку округ выдавал гарантии местным государственным жилищным компаниям. Гарантии не несут существенного риска для ЯНАО при текущих уровнях долга и операционных показателей. На настоящий момент ни одна из гарантий не была востребована кредиторами.
ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ
Рейтинги округа сдерживаются суверенными рейтингами и риском экономической концентрации у региона. Позитивные изменения в суверенных рейтингах и экономической диверсификации могут привести к соответствующему рейтинговому действию по ЯНАО.
Понижение рейтингов является маловероятным ввиду сильных показателей кредитоспособности округа, если не будет понижен суверенный рейтинг. В то же время в случае продолжительного ухудшения бюджетных показателей ЯНАО, которое приведет к существенно более слабой обеспеченности долга (2015 г.: 2,1 года), возможно негативное рейтинговое действие. ru.cbonds.info
2016-10-31 16:24