Fitch присвоило Ненецкому автономному округу России рейтинг «BB-», прогноз «Стабильный»

Fitch Ratings присвоило Ненецкому автономному округу Российской Федерации («НАО») долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») в иностранной и национальной валюте на уровне «BB-» и краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «B». Прогноз по долгосрочным РДЭ – «Стабильный». Рейтинги отражают ослабление бюджетных показателей округа, концентрированную экономику, значительные потребности в капитальных расходах и слабую институциональную среду для российских субнациональных образований. В то же время р

Fitch Ratings присвоило Ненецкому автономному округу Российской Федерации («НАО») долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») в иностранной и национальной валюте на уровне «BB-» и краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «B». Прогноз по долгосрочным РДЭ – «Стабильный».

Рейтинги отражают ослабление бюджетных показателей округа, концентрированную экономику, значительные потребности в капитальных расходах и слабую институциональную среду для российских субнациональных образований. В то же время рейтинги учитывают умеренный долг региона и сильные показатели благосостояния на душу населения.

КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ

Проведенное рейтинговое действие отражает следующие основные факторы и их относительный вес:

ВЫСОКИЙ ВЕС

Более слабые показатели исполнения бюджета

Мы ожидаем, что операционная маржа НАО останется отрицательной в 2017 г. и станет положительной в 2018-2019 гг. на уровне около 1,2%-3,0%, но по-прежнему будет недостаточной для покрытия ожидаемых процентных расходов. Восстановление маржи должно поддерживаться прогнозируемым снижением операционных и капитальных расходов, а также стабильным притоком налогов и сборов на фоне стабильных объемов добычи в нефтегазовом секторе. Регион, вероятно, будет иметь дефицит бюджета примерно 10% от всех доходов в 2017 г., и этот показатель сократится до около 4% в 2018-2019 гг. (2016 г.: 22%).

Операционные показатели НАО ухудшились в 2015-2016 гг. ввиду длительных структурных дисбалансов. Операционная маржа региона стала отрицательной в 2015 г. после хорошего среднего уровня 23,5% в 2012-2014 гг. В 2016 г. операционные доходы снизились на 23% к предыдущему году после замедления их темпов роста в 2014-2015 гг. (до 9,7% и 5,1% соответственно). Такая тенденция усугублялась повышением операционных расходов, на 22,2% в 2014 г. к предыдущему году (2013 г.: 16,9%) и на 30,7% в 2015 г. к предыдущему году. В 2016 г., несмотря на сокращение операционных расходов по году на 15,3%, округ не смог переломить негативный тренд и показал отрицательную маржу с более высоким дефицитом.

По мнению Fitch, значительное ухудшение бюджетных показателей НАО в последние годы связано с низким абсолютным объемом его бюджета, концентрацией и перераспределением доходных и расходных полномочий с Архангельской областью. Такая волатильность сглаживается за счет высокой доли налога на имущество в общей доходной базе региона (2016 г.: 43%), так как этот вид налоговых поступлений является более предсказуемым и стабильно растет в сравнении с другими источниками налоговых доходов. Поступления от налога на имущество увеличатся в ближайшем будущем, так как будет введен в эксплуатацию ряд новых нефтяных месторождений.

Умеренный долг

Fitch прогнозирует, что прямой долг НАО вырастет до 40%-45% от текущих доходов в 2017-2019 гг. (2016 г.: 29,5%), что соответствует уровню рейтингов. До 2015 г. округ не имел какого-либо долга и полагался на доступные остатки на счетах благодаря сильному налоговому потенциалу. Долг начал аккумулироваться в 2015 г., когда регион привлек краткосрочные банковские кредиты на 1 млрд. руб. В 2016 г. объем привлеченных краткосрочных банковских кредитов повысился до 3,6 млрд. руб., или 29,5% от текущих доходов.

Поскольку кредиты являются краткосрочными, округ имеет риск рефинансирования по своему долгу, так как ему ежегодно приходится пролонгировать весь долг. С целью сглаживания данного риска администрация НАО намерена перейти к использованию долговых инструментов с более длинными сроками в 2017-2018 гг., заместив банковские кредиты среднесрочными внутренними облигациями или банковскими кредитами в зависимости от рыночных условий.

СРЕДНИЙ ВЕС

Слабая институциональная среда

По мнению агентства, кредитоспособность округа сдерживается слабой институциональной средой для местных и региональных органов власти в России. Эта среда имеет более короткую историю стабильного развития, чем у многих сопоставимых международных эмитентов. На прогнозируемости бюджетной политики российских местных и региональных органов власти сказывается частое перераспределение доходных и расходных полномочий между бюджетами различных уровней.

Концентрированная экономика

На НАО приходится около 2% добычи нефти в России за 2016 г., и округ имеет сильную экономику с концентрацией по добывающему (нефтегазовому) сектору. Топ-10 налогоплательщиков региона – это нефтегазовые компании, и они обеспечили 76% налоговых доходов бюджета за 2016 г. (2015 г.: 85,9%). Концентрация базы налогообложения по нефтегазовому сектору подвергает доходы региона волатильности через цены на сырьевые товары и колебания валютного курса, а также изменения режима налогообложения в стране.

Сильные показатели благосостояния

Округ имеет население в 44 тыс. человек и является самым маленьким регионом России по численности населения. Богатые запасы нефти и природного газа делают НАО одним из самых богатых регионов страны по показателям на душу населения. В 2014 г. валовый региональный продукт на душу населения почти в 15 раз превышал медианный уровень в стране, а средняя заработная плата в 2015 г. составляла 285% от медианного уровня.

Рейтинги также учитывают следующие факторы:

Высокие инфраструктурные потребности

Исторически, полагаясь на сильные текущие балансы, НАО инвестировал в проекты развития инфраструктуры, необходимые в условиях сурового климата и недостаточного развития территорий. В 2012-2014 гг. НАО поддерживал хороший уровень капитальных расходов, которые в среднем составляли 23,2%.

В ответ на ухудшение бюджетных показателей администрация НАО была вынуждена сократить капитальные расходы в 2015-2016 гг.: до 13,7% от всех расходов в 2015 г. (2014 г.: 20,3%) и до 10,8% в 2016 г. Мы ожидаем, что администрация будет и далее сокращать капитальные расходы, до 5%-7% от всех расходов, прогнозируемых в 2017-2019 гг., чтобы реализовать свое намерение снижать дефицит.

ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ

Улучшение операционного баланса до 10% от операционных доходов в сочетании с показателем обеспеченности долга (прямой риск к текущему балансу) на уровне около 10 лет на устойчивой основе может привести к повышению рейтингов.

Неспособность восстановить положительный текущий баланс и сократить дефицит до менее 10% от всех доходов может привести к понижению рейтингов НАО.

нао 2016 рейтинги доходов 2015 расходов рдэ округ

2017-3-20 18:12