11 ноября 2016 г. Fitch Ratings повысило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») Украины в иностранной и национальной валюте с уровня «CCC» до «B-». Прогноз по рейтингам – «Стабильный». Рейтинги долгосрочных приоритетных необеспеченных облигаций Украины в иностранной и национальной валюте также повышены с уровня «CCC» до «B-», а рейтинги краткосрочных приоритетных необеспеченных облигаций в иностранной и национальной валюте повышены с уровня «C» до «B». Рейтинг странового потолка повыше
11 ноября 2016 г. Fitch Ratings повысило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») Украины в иностранной и национальной валюте с уровня «CCC» до «B-». Прогноз по рейтингам – «Стабильный». Рейтинги долгосрочных приоритетных необеспеченных облигаций Украины в иностранной и национальной валюте также повышены с уровня «CCC» до «B-», а рейтинги краткосрочных приоритетных необеспеченных облигаций в иностранной и национальной валюте повышены с уровня «C» до «B».
Рейтинг странового потолка повышен с уровня «CCC» до «B-», а краткосрочные РДЭ в иностранной и национальной валюте – с уровня «C» до «B».
КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ
Повышение РДЭ Украины отражает следующие основные рейтинговые факторы и их относительный вес:
Высокий вес
Произошло ослабление давления в плане внешнего финансирования. Международные резервы повысились на 2 млрд. долл. за первые 10 мес. 2016 г. до 15,5 млрд. долл. (около 3,5 мес. от текущих платежей в иностранной валюте) за счет поддержки от двусторонних и многосторонних кредиторов, улучшения некоторых экспортных цен, укрепления доверия на внутреннем рынке и повышения гибкости обменного курса. В то же время показатель ликвидности остается слабым и значительно ниже медианы для рейтинговой категории «B».
МВФ выделил 1 млрд. долл. после завершения отложенного второго рассмотрения в рамках программы расширенного финансирования в сентябре, и была размещена третья эмиссии еврооблигаций на 1 млрд. долл. под гарантии США. Дальнейшее выделение финансирования от МВФ и других международных партнеров будет зависеть от прогресса со структурными реформами, реализация которых подвержена риску, и развития двусторонних отношений.
Выплаты внешнего долга многосторонним и двусторонним кредиторам являются управляемыми, и амортизация внешнего рыночного долга возобновится лишь в 2019 г. Риск по пролонгации внутреннего долга является ограниченным, так как 91% долга приходится на центральный банк и банки в госсобственности. Около 1,5 млрд. долл. денежных средств в казначействе страны дают суверенному эмитенту возможность покрывать нехватку средств при внешних выплатах в краткосрочной перспективе.
Ожидается умеренное повышение дефицита счета текущих операций до 2,5% ВВП в 2016 г. с 0,2% в 2015 г. в сторону около 3% в течение прогнозного периода по 2018 г. Однако многостороннее и двустороннее финансирование, а также укрепление уверенности на внутреннем рынке, что поддерживает более высокий чистый приток капитала, будут обеспечивать рост международных резервов в среднем до прогнозируемого уровня в 2,3 млрд. долл. 2017-2018 гг.
Макроэкономическая политика укрепляется за счет более высокой гибкости обменного курса и ужесточения монетарной политики. Макроэкономическая стабильность улучшилась, несмотря на задержку с завершением второго рассмотрения по программе расширенного финансирования, на что указывает быстрое снижение инфляции, более медленное падение курса национальной валюты и умеренное восстановление роста.
Инфляция прогнозируется в среднем на уровне 14,9% в 2016 г., что представляет собой снижение относительно 48,5% в 2015 г., но заметно выше медианы для рейтинговой категории «B» в 4,6%. Национальный банк Украины («НБУ») работает над введением режима инфляционного таргетирования, нацеленного на постепенное снижение инфляции до 5% к 2019 г., и достижение этой цели зависит от координации с фискальной политикой и поддержания эффективности проводимых мер.
РДЭ Украины также отражают следующие ключевые рейтинговые факторы:
Общий государственный долг находится на высоком уровне, и Fitch прогнозирует рост долга до 74% от ВВП (89% включая гарантии) в 2016 г. с 67% в 2015 г. После резкого уменьшения дефицита общегосударственного бюджета в 2015 г. перед властями стоит задача закрепить достигнутые фискальные улучшения, используя преимущества от переноса сроков по внешнему облигационному долгу.
Fitch ожидает обеспечения целевого уровня дефицита общегосударственного бюджета в 3,7% от ВВП (3,9% с учетом Нафтогаза) за 2016 г. В бюджет на 2017 г. заложен дефицит в 3%, что отражает улучшение налоговых доходов. Необеспечение контроля над давлением на текущие расходы и неразрешение ситуации с дефицитом по государственным пенсиям в сочетании с предлагаемым повышением минимальной заработной платы представляют собой риски для планов правительства постепенно сократить дефицит до 2,3% к 2019 г. Fitch прогнозирует дефицит общегосударственного бюджета в размере 3,7% от ВВП в 2017 г.
Политические риски остаются существенными, но краткосрочная политическая волатильность ослабла. Имеющее небольшое большинство правительство Владимира Гройсмана обеспечило соблюдение структурных целевых ориентиров для прохождения рассмотрения по программе расширенного кредитования в сентябре. Продолжение прогресса с программой расширенного кредитования будет зависеть от внутренней и межгосударственной политической поддержки и продолжения проведения консервативной политики. Ни одна программа МВФ по Украине пока не была выполнена полностью.
Рост по прогнозам ускорится до 2,5% в 2017 г. и 3% в 2018 г. по сравнению с прогнозируемым 1,1% в 2016 г. В то время как инвестиции поддерживали рост в 2016 г., они, вероятно, останутся низкими относительно сопоставимых стран с рейтингами категории «B», что указывает на важность улучшения деловой конъюнктуры. Приватизация пока не набрала обороты. Неразрешенный конфликт в Восточной Украине продолжит сказываться на показателях и ожиданиях роста.
Банковский сектор стабилизировался, но является слабым при низких уровнях капитализации и показателях неработающих кредитов свыше 50%. Он представляет собой риск для экономической стабильности и сдерживает восстановление экономики. Банки продолжают улучшать капитализацию после рассмотрения качества активов в 2015 г. Государственные банки могут получить дополнительные взносы капитала от государства, хотя и на более низком уровне, чем в предыдущие годы.
СУВЕРЕННАЯ РЕЙТИНГОВАЯ МОДЕЛЬ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ
По суверенной рейтинговой модели Fitch Украина имеет скоринговый балл, эквивалентный рейтингу «CCC» по шкале долгосрочных РДЭ в иностранной валюте.
Комитет агентства по суверенному рейтингу скорректировал результаты модели для получения окончательного долгосрочного РДЭ в иностранной валюте, применив качественные факторы в сравнении с сопоставимыми эмитентами, следующим образом:
Макроэкономика: +1 уровень, чтобы отразить укрепление денежной и валютной политики Украины, что, вероятно, будет поддерживать улучшение макроэкономических показателей и доверия на внутреннем рынке. Увеличение гибкости валютного курса позволяет экономике абсорбировать шоки без истощения резервов.
Суверенная рейтинговая модель Fitch – это собственная рейтинговая модель агентства с множественной регрессией, которая использует 18 переменных, исходя из трехлетних центрированных средних значений, включая прогнозы на 1 год, для получения скорингового балла, эквивалентного долгосрочному РДЭ в иностранной валюте. Перспективный учет агентством качественных факторов дает возможность корректировать результат, полученный с использованием суверенной рейтинговой модели, для присвоения окончательного рейтинга и отражает факторы в рамках наших критериев, которые не могут быть в полной мере выражены в количественном виде или которые не отражены в полном объеме в суверенной рейтинговой модели.
ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ
Основные факторы, которые вместе или в отдельности могут привести к негативному рейтинговому действию, включают:
-Возобновление давления в плане внешнего финансирования, потеря доверия и рост макроэкономической нестабильности, обусловленные задержками выплат по программе МВФ или ее невыполнением.
-Внешний или политический/геополитический шок, который приведет к ослаблению макроэкономических показателей и бюджетной и внешней позиций Украины.
Основные факторы, которые вместе или в отдельности могут привести к позитивному рейтинговому действию:
-Увеличение гибкости в плане внешней ликвидности и внешнего финансирования.
-Устойчивая бюджетная консолидация, которая приведет к улучшению динамики долга.
-Улучшение макроэкономических показателей.
КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ
- Fitch ожидает, что не произойдет ни разрешения, ни эскалации конфликта в Восточной Украине до уровня, который сказался бы на общих макроэкономических показателях.
- Fitch исходит из того, что ситуация с долгом на сумму 3 млрд. долл. перед Россией не создаст рисков для обслуживания Украиной государственного долга и доступа к внешнему финансированию. ru.cbonds.info
2016-11-14 12:43