Fitch Ratings подтвердило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента («РДЭ») ПАО Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы, Россия (далее – «ФСК ЕЭС») в иностранной валюте на уровне «BBB-». Прогноз по рейтингу – «Негативный». Полный список рейтинговых действий приведен в конце этого сообщения. Рейтинг ФСК ЕЭС «BBB-» по-прежнему на один уровень выше оценки рейтинга компании на самостоятельной основе «BB+» за счет государственной поддержки. Превышение в настоящее время ограничено одни
Fitch Ratings подтвердило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента («РДЭ») ПАО Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы, Россия (далее – «ФСК ЕЭС») в иностранной валюте на уровне «BBB-». Прогноз по рейтингу – «Негативный». Полный список рейтинговых действий приведен в конце этого сообщения.
Рейтинг ФСК ЕЭС «BBB-» по-прежнему на один уровень выше оценки рейтинга компании на самостоятельной основе «BB+» за счет государственной поддержки. Превышение в настоящее время ограничено одним уровнем ввиду РДЭ России («BBB-»/прогноз «Негативный»), хотя мы продолжаем оценивать государственную поддержку как обуславливающую превышение на два уровня. Об этом свидетельствуют тот факт, что конечным непрямым мажоритарным собственником компании является государство, стратегическая значимость компании как оператора национальной сети по передаче электроэнергии, сильные операционные связи, включая утверждение тарифов и капиталовложений и историю государственной поддержки. «Негативный» прогноз отражает прогноз по суверенному рейтингу.
КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ
Рейтинг на самостоятельной основе на уровне «BB+»
В настоящее время мы оцениваем самостоятельную кредитоспособность ФСК ЕЭС как соответствующую рейтингу «BB+» с учетом ее монопольной позиции в области передачи электроэнергии в России, относительно низкого риска объемов и хорошего финансового профиля. В то же время профиль ФСК ЕЭС на самостоятельной основе сдерживается неопределенностью и непредсказуемостью регулятивной среды в России, а также значительными капиталовложениями компании из-за потребностей в модернизации и развитии, которые, вероятно, обусловят сохранение отрицательного свободного денежного потока.
Хорошие финансовые показатели
Согласно отчетности ФСК ЕЭС имеет сильные финансовые показатели за 2015 г. – 1 кв. 2016 г., которые лучше, чем ожидалось агентством. Мы полагаем, что компания сохранит хороший финансовый профиль в течение прогнозного горизонта, что будет поддерживать оценку ее рейтингов на самостоятельной основе. Мы ожидаем, что ВВП России снизится на 0,7%, а инфляция вырастет на 8,2% в 2016 г., однако, по нашим прогнозам, финансовый профиль ФСК ЕЭС по-прежнему будет сильным при средней марже EBITDA около 55% в 2016-2019 гг., а чистый скорректированный (на плату за подключение) леверидж по денежным средствам от операционной деятельности (FFO) останется ниже нашего негативного рейтингового триггера в 3,5x в 2016-2019 гг. (2,3x на конец 2015 г.). Это основано на наших допущениях о невысоком росте тарифов на передачу электроэнергии, высоких дивидендах и процентных ставках в 12% по всему новому долгу, который будет привлечен в 2016-2019 гг.
Более высокие дивиденды
В апреле 2016 г. российское правительство приняло постановление, обязывающее крупные компании в государственной собственности выплачивать в качестве дивидендов 50% от их наиболее высокой базы доходов (по РСБУ или МСФО). В 2016 г. ФСК ЕЭС выплатит в качестве дивидендов 17 млрд. руб. за 2015 г., что составляет около 95% чистой прибыли по РСБУ, или около 38% чистой прибыли по МСФО. В нашем рейтинговом сценарии мы исходим из того, что дивидендные выплаты будут составлять 50% от чистой прибыли по МСФО ежегодно в 2016-2019 гг. В результате средние дивиденды за год могут составить 15 млрд. руб. в 2016-2019 гг. Тем не менее, мы полагаем, что это будет посильным для компании ввиду ее хорошего финансового профиля.
Капиталовложения обуславливают отрицательный свободный денежный поток
По прогнозам ФСК ЕЭС, инвестиции у компании составят около 335 млрд. руб. (за вычетом налога на добавленную стоимость) в 2016-2019 гг. Мы ожидаем, что ФСК ЕЭС продолжит генерировать хороший операционный денежный поток на уровне около 75 млрд. руб. в год в среднем в 2016-2019 гг. В то же время продолжение значительной программы инвестиций и наши ожидания об увеличении дивидендных выплат приведут к тому, что свободный денежный поток останется отрицательным на уровне около 24 млрд. руб. в год в среднем за тот же период. Мы ожидаем, что инвестиционная программа ФСК ЕЭС будет частично финансироваться за счет заимствований. В то же время ФСК ЕЭС имеет гибкость по сокращению своей инвестиционной программы при отсутствии доступного финансирования или неблагоприятных процентных ставках. В 2014 г. компания продемонстрировала гибкость капиталовложений, сократив их более чем на 40% к предыдущему году до 74 млрд. руб. по сравнению со средним уровнем в 133 млрд. руб. в 2009-2013 гг.
Долгосрочные тарифы, регулятивная среда
Поскольку ФСК ЕЭС ведет деятельность главным образом на регулируемых рынках, мы считаем, что регулятивные изменения могут оказать на нее серьезное влияние в сравнении с генерирующими компаниями в России, которые в меньшей степени зависят от регулируемых рынков. Непредсказуемая и непоследовательная регулятивная среда в России, которая характеризуется политическим вмешательством и частыми изменениями механизмов установления тарифов, представляет собой ключевой риск для российских энергетических компаний. После введения в 2010 г. регулирования тарифов на передачу электроэнергии на основе метода доходности инвестированного капитала (RAB), что способствовало росту денежных потоков и рентабельности компании, правительство несколько раз пересматривало регулирование и уровни тарифов с целью сдерживания цены электроэнергии для конечных потребителей по политическим и социальным мотивам. Высокий регулятивный риск сдерживает кредитоспособность российских энергетических компаний на самостоятельной основе ниже инвестиционного уровня.
В настоящее время тарифы ФСК ЕЭС утверждены Федеральной Антимонопольной Службой на 2016-2019 гг., исходя из годового роста тарифов в диапазоне 6,2%-7,5% с 1 июля с привязкой к ИПЦ согласно оценкам Министерства экономического развития Российской Федерации.
Поддержка государства
Рейтинг России «BBB-» по-прежнему ограничивает одним уровнем текущее превышение рейтингом компании ее собственной кредитоспособности за счет фактора господдержки. В то же время мы продолжаем рассматривать уровень связей между компанией и государством (ее конечным мажоритарным акционером) как достаточно сильный и соответствующий превышению на два уровня.
Такие связи подкрепляются позицией компании как оператора национальной сети передачи электроэнергии, ее включением в перечень стратегических предприятий, что предполагает особые процедуры банкротства и несостоятельности, а также особые процедуры в отношении продажи или размывания голосующих акций, и историю материальной поддержки от государства. Это включает взнос капитала в размере 61 млрд. руб. в 2009-2014 гг. с целью финансирования капиталовложений компании, а также финансирование государственным пенсионным фондом долгосрочных инфраструктурных проектов посредством долгосрочных инфраструктурных облигаций с привязкой к ИПЦ на сумму 100 млрд. руб. в 2014 г. и на сумму 40 млрд. руб. в 2015 г. Кроме того, после передачи доли государства в ФСК ЕЭС компании Российские сети в 2013 г. российское правительство подписало акционерное соглашение с Российскими сетями, чтобы сохранить контроль над ФСК ЕЭС.
Ограниченный риск падения объемов
Выручка ФСК ЕЭС зависит от тарифов на передачу электроэнергии, которые одобрены до 2019 г. и в основном привязаны к ИПЦ. Компания сталкивается с ограниченным риском падения объемов передачи электроэнергии, так как текущие тарифы на передачу электроэнергии устанавливаются, в частности, исходя из электрической мощности, заявленной потребителями, а не из фактического потребления электроэнергии. Потребители заявляют необходимую им мощность на пятилетний период, однако эти уровни ежегодно пересматриваются и корректируются. Если потребители превышают заявленные уровни, ФСК ЕЭС выставляет счета по фактически потребленной мощности.
Благоприятным фактором для профиля бизнеса компании является умеренно диверсифицированная и стабильная клиентская база, включая распределительные и независимые сетевые компании, сбытовые компании и некоторые промышленные компании. Обсуждается постепенный переход на расчет тарифов, основанный на фактической мощности, с одновременным введением платежей за резервирование мощности.
КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ
Ключевые допущения Fitch, использованные в рейтинговом сценарии агентства для эмитента, включают следующее:
- Снижение ВВП в стране на 0,7% в 2016 г. и рост на 1,3%-2% в 2017-2019 гг.
- Инфляция на уровне 8,2% в 2016 г. и 6,0%-7,1% в 2017-2019 гг.
- Умеренный рост тарифов на передачу электроэнергии, ниже инфляции в 2016-2017 гг. и на уровне инфляции в 2018-2019 гг.
- Инфляция затрат в соответствии с ожидаемым ИПЦ
- Капиталовложения в соответствии с прогнозами менеджмента
- Дивидендные выплаты в 50% от чистой прибыли по МСФО в 2017-2019 гг.
- Процентная ставка 12% по всему новому долгу, который будет привлечен в 2016-2019 гг.
ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ
Негативные рейтинговые факторы: будущие события, которые могут привести к негативному рейтинговому действию, включают:
- Свидетельства ослабления господдержки и/или понижение рейтингов России.
- Более амбициозная программа капиталовложений, которая привела бы к ухудшению финансового профиля (например, скорректированный чистый леверидж по FFO (без учета платы за подключение) выше 3,5x и обеспеченность процентных платежей по FFO (без учета платы за подключение) менее 3,5x на продолжительной основе), может быть негативной для оценки рейтинга на самостоятельной основе.
Позитивные рейтинговые факторы: будущие события, которые могут привести к позитивному рейтинговому действию, включают:
- Изменение прогноза по суверенным рейтингам или повышение суверенных рейтингов. Если рейтинги России будут повышены до уровня «ВВВ», рейтинг ФСК ЕЭС, вероятно, вновь будет превышать собственную кредитоспособность компании на два уровня с учетом господдержки, при условии, что уровень связей с государством останется неизменным
- Свидетельства более сильной государственной поддержки (например, существенные и стабильные взносы капитала, государственные гарантии по долгу ФСК ЕЭС, положения о кросс-дефолте) в сочетании с повышением рейтингов России.
- Более прозрачная и предсказуемая регулятивная среда в сочетании с сильным финансовым профилем компании может быть позитивной для оценки рейтинга на самостоятельной основе.
ЛИКВИДНОСТЬ
Адекватная ликвидность
Денежная позиция ФСК ЕЭС в размере 59 млрд. руб. на конец 1 кв. 2016 г. является достаточной для покрытия долга с короткими сроками до погашения в размере 30 млрд. руб. График погашения долга не обременителен и относительно сбалансирован при среднегодовых выплатах около 25 млрд. руб. Группа также имеет доступ к отзывным кредитным линиям в размере 153 млрд. руб., главным образом от крупных российских банков. Прогнозируемый отрицательный свободный денежный поток в 2016-2019 гг. также увеличит потребности в финансировании.
Плавающая процентная ставка, отсутствие валютного риска
ФСК ЕЭС подвержена риску процентных ставок, поскольку по состоянию на конец 1 кв. 2016 г. 55% существующего долга было представлено инфраструктурными облигациями с плавающей процентной ставкой «ИПЦ + 1%-2,5%», а остальной долг ФСК ЕЭС имеет фиксированную процентную ставку. ФСК ЕЭС не подвержена риску колебания валютного курса, поскольку на конец 1 кв. 2016 г. весь ее долг был номинирован в национальной валюте.
ПОЛНЫЙ СПИСОК РЕЙТИНГОВЫХ ДЕЙСТВИЙ
ПАО Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы
Долгосрочные РДЭ в иностранной и национальной валюте подтверждены на уровне «BBB-», прогноз «Негативный»
Краткосрочный РДЭ в иностранной валюте подтвержден на уровне «F3»
Национальный долгосрочный рейтинг подтвержден на уровне «AAA(rus)», прогноз «Стабильный»
Приоритетный необеспеченный рейтинг в национальной валюте подтвержден на уровне «BBB-».
Federal Grid Finance Limited
Приоритетный необеспеченный рейтинг в национальной валюте подтвержден на уровне «BBB-». ru.cbonds.info
2016-7-14 15:37