RA Fitch изменило прогноз по рейтингу Казахстан Темiр Жолы на «Негативный»

Fitch Ratings изменило прогноз по рейтингу АО НК Казахстан темiр жолы («КТЖ») со «Стабильного» на «Негативный». Одновременно Fitch подтвердило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента («РДЭ») и приоритетный необеспеченный рейтинг КТЖ на уровне «BBB». Приоритетный необеспеченный рейтинг Kazakhstan Temir Zholy Finance B.V. также подтвержден на уровне «BBB». Изменение прогноза отражает наше мнение об ослаблении государственной поддержки в период быстрого ухудшения самостоятельной кредитоспособности К

Fitch Ratings изменило прогноз по рейтингу АО НК Казахстан темiр жолы («КТЖ») со «Стабильного» на «Негативный». Одновременно Fitch подтвердило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента («РДЭ») и приоритетный необеспеченный рейтинг КТЖ на уровне «BBB». Приоритетный необеспеченный рейтинг Kazakhstan Temir Zholy Finance B.V. также подтвержден на уровне «BBB».

Изменение прогноза отражает наше мнение об ослаблении государственной поддержки в период быстрого ухудшения самостоятельной кредитоспособности КТЖ. Об этом свидетельствуют отсутствие повышений тарифов и продолжающиеся дивидендные выплаты в денежной и натуральной форме от КТЖ ее государственной материнской структуре. В случае недостаточности повышений тарифов или другой поддержки после 2015 г., это приведет к понижению рейтингов.

В настоящее время рейтинг компании на один уровень ниже суверенного, что основано на нашем мнении о по-прежнему сильных связях с государством и ожиданиях, что оно предоставит достаточную и своевременную материальную поддержку группе в случае необходимости. Самостоятельная кредитоспособность КТЖ в настоящее время ослабла и соответствует скорее уровню «BB-», чем «BB+».

КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ

Ослабление государственной поддержки

Мы применяем разницу в один уровень между суверенным рейтингом и рейтингом КТЖ с учетом сильных стратегических и операционных связей с государством, но отсутствия значительных прямых гарантий или положений о кросс-дефолте. Разница в одну ступень основана на наших ожиданиях, что государство предоставит достаточную материальную поддержку КТЖ для обслуживания ее обязательств.

В то же время в 2015 г. финансовые показатели КТЖ ухудшились сверх наших ожиданий при пока недостаточном предоставлении компании существенной финансовой поддержки. Кроме того, КТЖ испытывает нагрузку в форме денежных дивидендов и строительства различных зданий, запрошенных государством в 2012-2014 гг., которые компания финансирует за счет собственных средств и отражает как выплаты «в натуральной форме» (например, многофункциональный ледовый дворец). Если государство позволит сохранение слабых финансовых показателей КТЖ в обозримом будущем, мы пересмотрим уровень поддержки, учитываемый в рейтинге.

КТЖ находится в 100-процентной непрямой собственности государства (через Фонд национального благосостояния Самрук-Казына («BBB+»/прогноз «Стабильный»/«F2»)). КТЖ имеет стратегическую значимость для Казахстана («BBB+»/прогноз «Стабильный»/«F2») как монопольный собственник/оператор железнодорожной инфраструктуры Казахстана, обеспечивающий около половины грузовых и пассажирских перевозок в стране. Тарифы компании регулируются, а ее инвестиционные планы одобряются и частично софинансируются государством (в форме взносов в уставный капитал и кредитов). Правительство также предоставляет КТЖ прямые субсидии по убыточному сегменту пассажирских перевозок.

Ослабление самостоятельной кредитоспособности на несколько уровней

Ряд негативных событий в 2015 г. сказался на финансовых показателях КТЖ. Они включают замораживание тарифов на грузовые перевозки, падение грузооборота и девальвацию тенге к доллару США почти на 50% с августа этого года. В результате мы ожидаем, что скорректированный валовый леверидж по денежным средствам от операционной деятельности (FFO) у КТЖ увеличится до 5,4x в 2015 г. по сравнению с 3,3x в 2014 г., а обеспеченность процентных платежей по FFO снизится с 6,2x до 3,1x. С учетом непростых экономических перспектив в Казахстане и соседней России и более слабых прогнозов роста в Китае мы не ожидаем восстановления левериджа компании до менее 5,0x в среднесрочной перспективе, если она не получит материальную поддержку от государства или не предпримет более значительное сокращение финансируемых ей капитальных расходов, чем мы ожидаем.

Бизнес-профиль КТЖ продолжает получать преимущества от монопольных позиций компании, а также от относительно диверсифицированной структуры продуктов и клиентской базы со сбалансированным присутствием на внутреннем, транзитном и экспортном рынках. В то же время ослабление показателей кредитоспособности, в частности увеличение левериджа, оказывает существенное давление на кредитное качество компании, оценку которого Fitch пересмотрело с «BB+» до «BB-».

Падение грузооборота

Грузооборот КТЖ (в тонно-км) снизился на 6% в 2014 г. и, по оценкам компании, сократится еще на 11% в 2015 г. Это обусловлено в основном снижением экспорта и транзита грузов. Россия и Китай являются основными торговыми партнерами Казахстана, и на их долю приходится соответственно 19% и 14% от всего товарооборота страны (8 мес. 2015 г.). Сокращение экспорта Казахстана в эти страны напрямую повлияло на экспортный грузооборот КТЖ. Резкая девальвация рубля в 2014 г. привела к тому, что многие сырьевые товары и промышленная продукция Казахстана потеряли ценовую конкурентоспособность в сравнении с производимыми в России.

Сокращение грузооборота влияет на КТЖ посредством более низкой выручки и прибыльности ввиду негибкой и преимущественно фиксированной базы затрат. Девальвация тенге может улучшить конкурентные позиции и торговые потоки Казахстана, хотя Fitch ожидает дальнейшее умеренное снижение грузооборота в 2016 г.

Неопределенность после замораживания тарифов

Тарифы на грузовые и пассажирские перевозки не были повышены в 2015 г. ввиду обеспокоенности государства относительно негативного влияния подобного повышения на ослабленную экономику страны. Это отрицательно сказалось на генерировании денежных потоков и финансовом профиле КТЖ.

Компания ожидает увеличение тарифов, близкое к инфляции, в ближайшие пять лет. Мы считаем неопределенность относительно тарифов высокой ввиду неопределенности относительно влияния девальвации тенге на экономику страны. Для поддержания финансового профиля КТЖ может потребоваться существенно сократить свои инвестиции в случае увеличения тарифов лишь на уровне инфляции.

Введение нового тарифного регулирования, основанного на стоимости активов, отложено ввиду обеспокоенности относительно ценовой доступности.

Оптимизация капитальных и операционных расходов

КТЖ реализует ряд инициатив по сокращению расходов, чтобы частично сгладить негативное влияние замораживания тарифов и снижения грузооборота. Такие инициативы привели к снижению операционных расходов на 16,6% в 1 полугодии 2015 г. Компания также уменьшила план капиталовложений на 23% на 2015-2018 гг. и имеет гибкость по его дальнейшему сокращению в случае необходимости (потенциально еще на 24%). Хотя эти меры являются позитивными для кредитоспособности, их преимущества ограничены негибкой базой затрат компании и необходимостью значительных инвестиций в соответствии с планами Казахстана максимизировать свой транзитный потенциал.

КТЖ осуществляет дополнительные инфраструктурные проекты, связанные с экономической политикой страны «Нурлы Жол». Fitch ожидает, что эти проекты получат государственное финансирование, поскольку строящиеся и модернизируемые активы юридически не принадлежат компании. Пока КТЖ получила 44 млрд. тенге из общей суммы в 83 млрд. тенге одобренного государственного финансирования по этим инвестиционным проектам.

Негативное влияние девальвации тенге

Тенге потерял около 50% своей стоимости относительно доллара США после перехода правительства к плавающему обменному курсу в августе 2015 г. КТЖ подвержена колебаниям валютного курса ввиду валютного несоответствия между ее доходами и долгом. На конец сентября 2015 г. 59% валового долга было номинировано в иностранной валюте (преимущественно в долларах США) в сравнении с лишь 20% выручки (главным образом за транзитные перевозки, номинированной в швейцарских франках). Большинство затрат и капитальных вложений номинированы в тенге. По оценкам Fitch, девальвация тенге в 2015 г. увеличила скорректированный валовый леверидж компании по FFO на 0,6x.

КТЖ планирует сократить долю валютного долга за счет выпуска облигаций, номинированных в тенге. Нам еще предстоит увидеть, будет ли достаточная ликвидность в тенге предоставлена властями. Финансовое хеджирование риска по курсу тенге к доллару исторически было ограничено отслеживанием валютного курса и поддержанием части денежных средств в долларах США.

КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ

Ключевые допущения Fitch, использованные в рейтинговом сценарии агентства для КТЖ, включают:

-Среднее увеличение тарифов на грузовые перевозки на 6,5% в 2016-2018 гг. при темпах инфляции в 7%

-Продолжение снижения грузооборота на 6% в 2016 г., а затем рост на уровне 1,5% в 2017 г. и 2,5% в 2018 г.

-Среднегодовые поступления от приватизации миноритарных долей в непрофильных дочерних компаниях на уровне 16,6 млрд. тенге в 2015-2018 гг.

-Продолжение компенсации потерь по подразделению пассажирских перевозок в форме государственных субсидий.

-Суммарные капиталовложения на уровне 860 млрд. тенге в 2015-2018 гг.

-Коэффициент денежных дивидендных выплат в 15%.

-Государственные взносы капитала по ряду инвестиционных проектов на сумму 68,5 млрд. тенге в 2015 г. и 36,4 млрд. тенге в 2016 г.

-Средняя процентная ставка по новым заимствованиям в 9%.

-Продолжение снижения курса тенге до 365 тенге/долл. к концу 2018 г.

ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ

Позитивные рейтинговые факторы: прогноз по рейтингу является «Негативным», и мы в настоящее время не ожидаем повышения рейтинга. В то же время будущие события, которые, тем не менее, могут привести к позитивному рейтинговому действию, включают:

--В случае позитивного изменения рейтинга Казахстана аналогичное рейтинговое действие может быть проведено по КТЖ, если не произойдет ослабления связей с государством.

Пересмотр прогноза на «Стабильный» будет зависеть от свидетельств государственной поддержки в краткосрочной перспективе, включая среди прочего рост тарифов, достаточный для покрытия инфляционного увеличения расходов, взносы капитала, сглаживающие давление на баланс, а также содействие в переговорах по пересмотру пакетов ковенантов с кредиторами.

Негативные рейтинговые факторы: будущие события, которые могут привести к негативному рейтинговому действию, включают:

--В случае негативного изменения рейтинга Казахстана аналогичное рейтинговое действие будет проведено по КТЖ.

--Продолжение ослабления материальной поддержки, предоставляемой КТЖ, например недостаточное повышение тарифов или сохранение дивидендов в натуральной и денежной форме, способствующих отрицательному свободному денежному потоку, отсутствие государственной поддержки в переговорах по пересмотру ковенанатов и слабые показатели кредитоспособности, такие как превышение скорректированным валовым левериджем по FFO 5,0x в среднесрочной перспективе, которые приведут к пересмотру агентством связей КТЖ с государством.

В отношении суверенного рейтинга Казахстана, конечной материнской структуры КТЖ, в комментарии о рейтинговом действии от 01 мая 2015 г. Fitch указало следующие факторы, которые могут влиять на рейтинги в будущем:

«Стабильный» прогноз означает, что факторы для понижения и повышения рейтингов сбалансированы. Однако следующие риски вместе или в отдельности могут привести к негативному рейтинговому действию:

- Ошибки в проводимой политике и/или длительный период снижения цен на нефть, что приведет к уменьшению чистых иностранных активов государства, связанному с более низкой экономической и финансовой стабильностью

- Возобновление ослабления банковского сектора, что приведет к условным обязательствам для суверенного эмитента

- Событие из области политического риска.

И наоборот, следующие факторы вместе или в отдельности могут привести к позитивному рейтинговому действию:

- Шаги, направленные на укрепление кредитно-денежной и валютной политики

- Эффективная реструктуризация банковских балансов

- Шаги, направленные на снижение уязвимости государственных финансов к резким негативным изменениям цены на нефть в будущем, например, за счет сокращения дефицита ненефтяного бюджета, который в настоящее время оценивается в более чем 9% от ВВП

- Существенные улучшения в сфере управления и институциональной среды.

ЛИКВИДНОСТЬ

Уровень ликвидности у КТЖ зависит от пересмотра ковенантов и получения разрешений на отступление от них. На конец 1 полугодия 2015 г. компания имела денежные средства и эквиваленты в размере 58,2 млрд. тенге и доступные кредитные линии на 80 млрд. тенге в сравнении с краткосрочными погашениями долга на сумму 124,6 млрд. тенге. Кроме того, ожидается, что отрицательный свободный денежный поток увеличит потребности в финансировании примерно на 110 млрд. тенге.

Доступные кредитные линии компании на сумму 80 млрд. тенге на конец 1 полугодия 2015 г. включали синдицированный кредит на 300 млн. долл. от ЕБРР и ряда банков, предназначенный для рефинансирования еврооблигаций на сумму 350 млн. долл. со сроком в апреле 2016 г. Ввиду девальвации тенге компания более не ожидает выполнения финансовых ковенантов, установленных по этому кредиту, и ведет переговоры по пересмотру пакета финансирования. Кроме того, компания ведет переговоры по ковенантам по некоторым существующим долговым обязательствам (общий объем близок к 150 млрд. тенге). Если компании не удастся договориться по ковенантам, Fitch ожидает, что государство предоставит своевременную финансовую поддержку.

ктж тенге 2015 компании fitch тарифов казахстана поддержки

2015-10-23 18:55