Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела промежуточные результаты экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг и выборочные проверки направления и использования банками средств субординированных кредитов (займов, депозитов, облигационных займов), выданных в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и статью 46 Федерального
Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела промежуточные результаты экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг и выборочные проверки направления и использования банками средств субординированных кредитов (займов, депозитов, облигационных займов), выданных в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и статью 46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». По состоянию на 1 ноября 2015 года были проверены следующие кредитные организации: ПАО «Совкомбанк», ПАО «Банк «ФК «Открытие», ОАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК», АО АКБ «НОВИКОМБАНК» АО – 7,2 млрд. рублей.
С сообщением выступил аудитор Андрей Перчян.
Согласно результатам проведенного мониторинга, по состоянию на 1 декабря 2015 г. в рамках повышения капитализации банков Агентством по страхованию вкладов (ГК АСВ) переданы ценные бумаги 19 кредитным организациям на общую сумму 722,3 млрд. рублей.
Проверкой установлено, что большинство кредитных организаций, не использовали полученные облигации федерального займа в целях привлечения денежных средств от Банка России по операциям РЕПО. По состоянию на 1 октября 2015 г. по сделкам прямого РЕПО Банку России переданы ОФЗ общим номиналом 12 млрд. рублей или 1,9%.
Проведенный анализ показал, что ГК АСВ, определив приоритеты кредитования отраслей и финансовых вложений для кредитных организаций, получивших ОФЗ, не установило целевую направленность и срочность предоставляемых кредитных ресурсов и вложений. «В результате при принятии решений о предоставлении кредитов банками не учитываются целевое назначение кредита, его отраслевая принадлежность и срочность. Как следствие, кредитные ресурсы, которые учитываются при расчете наращивания кредитного портфеля, направляются не в развитие производства, а на цели поддержания краткосрочной ликвидности предприятий и организаций реального сектора либо на рефинансирование ранее заключенных кредитных договоров», - пояснил аудитор.
Отмечены также случаи среднесрочного кредитования регионов и размещения кредитных ресурсов в ценные бумаги предприятий реального сектора, обращающиеся на вторичном рынке (т.е. без непосредственного влияния на финансовое состояние этих предприятий). При этом, согласно отчетности, эти средства отражаются общей суммой как направленные в реальный сектор.
При этом на Коллегии отмечалось, что, несмотря на выполнение кредитными организациями обязательства не повышать достигнутый на 1 января 2015 года уровень вознаграждения членам совета директоров, ключевого персонала, а также не увеличивать размер фонда оплаты труда иных работников, в Соглашениях о мониторинге нормативно не определены понятия «уровень вознаграждения (оплата труда)» и «размер фонда оплаты труда других работников». Это позволяет формировать дополнительные выплаты, не предусмотренные условиями указанных Соглашений.
По результатам проведенных проверок в 4-х кредитных организациях**, получившим государственную поддержку, установлено, что в отчетные месяцы 2015 года (май-сентябрь) этими банками было предоставлено кредитов (приобретено ценных бумаг) приоритетным заемщикам (эмитентам ценных бумаг) на общую сумму 233,02 млрд. рублей. Из них 6,1 млрд. рублей (2,6%) составляют инвестиционные кредиты, 150,1 млрд. рублей (64,4%) - кредиты на цели пополнения оборотных средств предприятий, 6,9 млрд. рублей (3%) - на рефинансирование задолженности. Объем средств, предоставленных регионам в целях финансирования дефицита бюджета, составил 25,1 млрд. рублей (10,8%).
Коллегия приняла решение направить отчет о промежуточных итогах экспертно-аналитического мероприятия в палаты Федерального Собрания.
Справочно:
**По состоянию на 1 ноября 2015 г. проверенные кредитные организации получили ОФЗ общей номинальной стоимостью 98,9 млрд. рублей:
ПАО «Совкомбанк» – 6,3 млрд. рублей,
ПАО «Банк «ФК «Открытие» – 65,2 млрд. рублей,
ОАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК» – 20,2 млрд. рублей,
АО АКБ «НОВИКОМБАНК» АО – 7,2 млрд. рублей. ru.cbonds.info
2015-12-11 13:05